Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2 |
Страница 35 из 41
База графических образов и ее применение для визуализации варианта расположения. Визуализация варианта расположения, основанная на графических примитивах, не вполне точно отражает решаемую задачу. Оборудование имеет в некоторых случаях сложные контуры, и учет реальных обводов способен уточнить решение. С целью уточнения решения задачи анализа расположения разработана модель AUTOSYS, обеспечивающая визуализацию варианта расположения, заданного таблицей координат характерных точек, углами поворота и контурами оборудования, выбираемыми из базы графических образов. Используются масштабные коэффициенты, являющиеся аналогом метода параметризации, применяемого в развитых графических системах, и позволяющие получать графические образы типоразмеров оборудования масштабированием образов типовых представителей. Следует отметить, что метод графических примитивов аппроксимирует решение сверху – является несколько избыточным: вариант, отвергнутый этим методом, возможно пройдет в методе графической базы, но не наоборот, т.е. метод примитивов более осторожен. В то же время контуры блоков оборудования и цистерн достаточно часто являются прямоугольными. При проектировании монтажа оборудования, имеющего выступы, не стремятся обязательно завести выступы во впадины другого оборудования, так как это усложнит подход к оборудованию и затруднит его эксплуатацию. Таким образом, метод графических примитивов в основном удовлетворяет требованиям. Метод же графической базы имеет основное назначение для диалогового проектирования расположения с хорошим первым приближением. Программный комплекс AUTOSYS включает исполняемую программу AUTOSYS.EXE – программный модуль по поддержанию библиотеки графических образов оборудования. Для каждой проекции механизма хранится графический образ, выполненный в системе AutoCad, и название файла с графической информацией, общей для данного чертежа. Командный файл NEWMODEL.BAT обеспечивает создание нового чертежа и размещение объектов по координатам из файла INSMODEL.DAT. Вариант этого файла представлен в табл.5.3. Таблица 5.3 Координаты объектов в помещении МКО
Каждая строка таблицы представляет собой описание расположения одного элемента СЭУ, заданного: "q1" – именем файла в двойных кавычках (Q1.DWG); "10,10" – координатами X, Y характерной точки объекта для включения в состав изображения;"1" – масштабом по оси X для масштабирования исходного изображения; вторая единица – "1" – масштаб по оси Y для масштабирования исходного изображения; "0" – угол поворота в градусах относительно характерной точки. Командный файл OLDMODEL.BAT обеспечивает добавление в чертеж объектов по данным из файла INSMODEL.DAT. В процессе работы комплекс AUTOSYS обращается к графическим средствам AUTOCAD. Диалоговое поддержание базы графических образов и работа с ней происходит в результате действия следующих клавиш:
В настоящее время происходит заполнение базы графических образов изображениями типоразмерных рядов функциональных блоков-агрегатов вспомогательного оборудования. Это даст возможность создать систему, позволяющую выполнять вариантные проработки расположения СЭУ с образами оборудования, выбираемыми из базы графических образов. На рис.5.3–5.5 представлены распечатки трех проекций базового варианта расположения СЭУ в МКО танкера, полученного средствами AUTOSYS, эксплуатируемого под названием KONTURY. Рис.5.3. Расположение СЭУ программным комплексом KONTURY. План трюма (обозначения в тексте) На рис.5.3 представлен план трюма танкера пр.1596. В центре машинно-котельного отделения (МКО) под номером 1 обозначен главный малооборотный двигатель 6ДКРН74/160-3 (ГД), вырабатывающий мощность и передающий ее валопроводу 2. По левому борту расположен зональный блок обслуживания главного двигателя и общесудовых механизмов II, включающий следующие оборудование и узлы: 3 – функциональный блок топливоперекачивающих насосов; 4 – блок сепарации топлива и масла; 5 – блок сепарации трюмных вод; 6 – блок общесудовых насосов (балластных, охлаждающих и пожарных); 7 – кингстонный ящик левого борта; 8 – канал перетока забортной воды. По правому борту расположен зональный блок вспомогательного оборудования систем СЭУ I, включающий следующее оборудование: 9 – кингстонный ящик правого борта; 10 – блок насосов и фильтров забортной воды для СЭУ; 11 – блок насосов и холодильников пресной воды; 12 – блок маслоохладителей; 13 – блок главных насосов циркуляционной смазки ГД; 14 – блок топливоподкачивающих насосов. На рис.5.4 показан продольный разрез МКО с видом на правый борт при снятом двигателе. Расположенные в трюме агрегаты 10–15 представлены также и на рис.5.3. Дополнительно здесь обозначены: 16 – рефрижераторное помещение; 17 – баллоны пускового воздуха ГД; 18 – компрессоры пускового воздуха; 19 – подкачивающий компрессор; 20 – компрессор воздуха для хозяйственных нужд; 21 – опреснительная установка; 22 – механическая мастерская. Рис.5.4. Расположение СЭУ программным комплексом KONTURY. Продольный разрез. Вид на правый борт На рис.5.5 представлено поперечное сечение по шахте МКО. В трюме расположены функциональные блоки-агрегаты систем СЭУ, установленные на второе дно. На нижней платформе размещены два дизель-генератора 26 и утилизационный турбогенератор 24, опирающиеся на свои фундаменты, установленные на набор платформы. На верхней платформе установлены два вспомогательных котла 25. В шахте расположены утилизационный котел 28 и глушители дизель-генераторов 27. Рис.5.5. Расположение СЭУ программным комплексом KONTURY. Поперечное сечение. Вид в корму
|