Страница 6 из 9
ТИПЫ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ПУТЕВЫХ МАШИН И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Необходимые сведения о конструкции и работе изучаемых путевых машин имеются в учебниках и монографиях. Для разработчика, впервые приступающего к выполнению курсового проекта, важным является самостоятельный творческий поиск эффективных рабочих органов машин. С целью придания определенной направленности в начале поиска ниже приведены некоторые пути совершенствования конкретных классов рабочих органов. Естественно, список не исчерпывает всех классов рабочих органов и направлений их совершенствования.
1. Рабочие органы для формирования и очистки поверхности земляного полотна и кюветов:
- снижение тяговых сопротивлений (например, активизация процесса резания);
- эффективная работа на электрифицированных участках при обработке поверхности земляного полотна в зонах контактных опор;
- расширение зоны обработки в сторону от оси пути;
- автоматическое выдерживание заданного продольного профиля кюветов при их нарезке и очистке;
- повышение производительности;
- возможность выполнения работ с поля без занятия перегона.
2. Рабочие органы для очистки пространства над рельсовой колеей от снега или мусора:
- снижение тяговых сопротивлений;
- обеспечение необходимой дальности отброса снега от оси пути, особенно при работах в выемках;
- повышение приспособляемости рабочих органов к различным условиям очистки снега (в малоснежные зимы мощная снегоочистительная техника оказывается менее эффективной по сравнению, например, с плуговыми снегоочистителями. Нужен перенастраиваемый рабочий орган или группа сменных рабочих органов);
- создание навесных съемных рабочих органов для использования на дрезинах, самоходных путевых машинах другого назначения, на локомотивах и других транспортных средствах;
- повышение безопасности движения при проезде препятствий (переездного настила, контррельсов на малых мостах и др.);
- создание мусороуборочных рабочих органов для очистки поверхности пути и прилегающей к нему зоны от плохо сметаемых предметов (бумаги, тряпок, бытового мусора и др.);
- повышение производительности для сокращения времени занятия перегона.
3. Рабочие органы для дозирования балласта в путь из подвижного состава:
- обеспечение постоянной высоты дозировки независимо от степени разгрузки вагона от балласта (например, путем базирования направляющей разгрузочной рамы относительно верха головок рельсов);
- обеспечение управляемого прекращения дозировки;
- автоматизация последовательности разгрузки хоппер-дозаторов в "вертушке";
- автоматическая фиксация элементов разгрузочно-дозирую-щего устройства при приведении в транспортное положение независимо от правильности действий обслуживающего персонала и подачи энергии на привод механизмов;
- повышение производительности дозировки;
понижение центра масс в загруженном состоянии хоппер-дозатора при одновременном повышении грузоподъемности.
4. Рабочие органы для дозирования, планировки и перераспределения балласта:
- снижение тяговых сопротивлений;
- защита поверхностей рельсов и рельсовых скреплений от попадания балластного материала при его перевалке через рельс, например, во время дозировки;
- повышение точности и равномерности дозировки балласта;
- автоматическое выдерживание заданного профиля балластной призмы;
- придание дополнительных функций по отрыванию котлованов под зарядку рабочих органов.
5. Рабочие органы для уплотнения балластного слоя и динамической стабилизации пути:
- достижение оптимальной степени уплотнения балластного слоя;
- достижение оптимального распределения степени уплотнения балластного слоя по всему объему;
- обеспечение заданного профиля балластной призмы после уплотнения (например, путем согласования работы уплотнитель-ных и планировочных рабочих органов);
- обеспечение оптимальной к восприятию поездной нагрузки текстуры балластного слоя;
- оптимизация взаимодействия уплотнительных рабочих органов с системами выправки пути;
- обеспечение глубинного уплотнения балластной призмы после ее глубокой очистки щебнеочистительными машинами с ба-ровыми выгребными устройствами (применение вибростабилизации, изменение геометрических и силовых параметров рабочих органов и др.);
- снижение уровня вибраций на несущей конструкции машины;
- предотвращение создания местных зон переуплотнения при внезапных остановках уплотнительных машин непрерывного действия;
- роботизация управления при работе на стрелочных перево-дах и пересечениях пути;
- получение оптимальных зон вибровоздействия на балласт при работе на стрелочных переводах и пересечениях пути;
- повышение надежности рабочих органов при воздействии вибронагрузок;
- повышение приспособляемости к различным условиям уплотнения и вибростабилизации.
б. Рабочие органы для постановки пути в проектное положение:
- повышение точности установки пути в проектное положение, особенно при неблагоприятном действии вибраций со стороны других рабочих органов на рельсошпальную решетку и балластный слой;
- передача рабочих рихтующих усилий через две рельсовых нити:
- повышение надежности в условиях частого реверсирования;
- облегчение зарядки, например путем автоматизации зарядки в кривых.
7. Рабочие органы, используемые на путеукладчиках для укладки (снятия) пути:
- укладка в кривых с автоматической постановкой пути на ось и изгибом звена;
- стыковка звеньев без применения ручного труда;
- блочная укладка стрелочных переводов;
- автоматизация всех операций цикла укладки (снятия) звена;
- поиск эффективных для складывающейся ситуации технических решений по замене бесстыкового пути в один этап.
8. Рабочие органы для сборки и разборки рельсошпальной решетки в стационарных условиях:
- сокращение применения ручного труда, роботизация управления;
- решение проблемы механизации и автоматизации комплектования и разборки рельсовых скреплений;
- введение автоматической установки шпал по эпюре с возможностью легкой перенастройки;
- введение автоматической расстановки рельсовых скреплений;
- повышение производительности;
- оптимизация загрузки механизмов;
- разработка устройств и механизмов для объективной оценки состояния элементов старогодней путевой решетки и их сортировки по степени годности для повторного использования.
9. Контрольно-измерительные системы геометрического положения пути (выправочно-подбивочных машин и путеизмерителей):
- повышение скорости движения путеизмерителей до максимальных значений скоростей движения поездов на измеряемых участках;
- внедрение бесконтактных измерительных систем;
- оптимизация номенклатуры параметров измерения геометрического положения пути для обеспечения возможности оценки допустимых скоростей движения поездов различных категорий (пассажирских, грузовых, мотор-вагонного подвижного состава);
- непрерывное измерение профиля поверхностей катания головок рельсов (например, степени волнообразного износа);
- внедрение систем с возможностью предварительной записи положения пути, расчета смещений и управления подъемно-рихтовочным устройством при рабочем проходе выправочно-подбивочной машины.
10. Рабочие органы для контроля состояния материала элементов путевой решетки:
- повышение скорости движения дефектоскопных вагонов до максимальных значений скоростей движения поездов на измеряемых участках;
- обнаружение дефектов в зоне рельсовых стыков;
- контроль состояния рельсовых скреплений и шпал на зве-носборочных базах и в пути;
- контроль состояния щебеночного балластного слоя в пути по степени содержания загрязнителей.
11. Рабочие органы для очистки поверхности элементов путевой решетки:
- уборка трудносметаемых засорителей (бумаги, тряпок и т.д.);
- снятие мазутных и других загрязнений с клемм скреплений;
- очистка поверхности подошвы, шейки и головки рельса, особенно при клеммных рельсовых скреплениях.
12. Рабочие органы для очистки в пути щебня от загрязнителей:
- повышение качества очистки;
- повышение глубины очистки;
- снижение тяговых сопротивлений;
- снижение энергоемкости процесса выгребания и очистки щебня;
- поддержание оптимального гранулометрического состава щебня, укладываемого в путь;
- механизация и автоматизация укладки геотекстильных покрытий или матов под балластный слой.
13. Рабочие органы для обслуживания рельсовых скреплений (смазка, регулирование усилия затяжки болтовых соединений):
- повышение производительности;
- обработка рельсовых скреплений при непрерывном движении машины в условиях нарушенной эпюры шпал;
- замена неисправных рельсовых скреплений на новые с уборкой элементов неисправных скреплений;
- установка рельсовых скреплений при устройстве бесстыкового пути.
14. Рабочие органы для поддержания заданного профиля поверхности катания головок рельсов:
- сокращение количества проходов при шлифовке рельсов.
15. Рабочие органы и устройства для перевозки и перемещения рельсошпальной решетки или ее элементов вдоль состава:
- повышение безопасности транспортирования пакетов звеньев вдоль укладочного поезда;
- исключение ручного труда при перетяжке пакетов звеньев;
- создание высокопроизводительных устройств для перемещения шпал вдоль состава и их ориентации перед укладкой при раздельном методе укладки.
16. Рабочие органы для погрузки путевой решетки и ее элементов:
- повышение производительности за счет совмещения операций и увеличения скорости рабочих движений;
- полная механизация зарядки рельсовых плетей перед их погрузкой на рельсовозный состав.
17. Ходовые устройства машин:
- обеспечение экономически рациональных режимов работы при транспортировке или рабочем проходе;
- повышение маневренности машин легкого типа за счет облегчения и ускорения их установки на путь и снятия с пути.
18. Рабочие органы для перемещения и накопления сыпучих материалов вдоль состава:
- создание устройств для транспортирования снега вдоль состава, обеспечивающих повышение емкости снегоуборочных поездов;
- автоматизация контроля загрузки вагонов снегоуборочного поезда и включения механизмов в зависимости от распределения слоя снега (сыпучих материалов) по продольным транспортерам (или иным транспортирующим устройствам).
|