Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Технология обработки изобразительной информации (2 часть)

 

5.3 Пространственная дискретизация

Характерной особенностью современных полиграфических систем обработки полутоновых оригиналов является то, что как пространственная дискретизация изображения, так и квантование его тона по уровню осуществляются в них по крайней мере дважды.
Пространственная дискретизация - замена изображения, тон которого произвольно изменяется в координатах X и Y, изображением, составленным из отдельных участков - зон, в пределах которых этот параметр усреднен.
В общем случае, как уже указывалось, частота дискретизации должна минимум в два раза превышать частоту гармонической составляющей исходного изображения, подлежащей воспроизведению на копии. Это положение схематически поясняет

Рис. 5.4 (а), на позиции а) которого исходное непрерывное сообщение есть синусоидальное колебание u(t) с периодом Т. Спектр такого сигнала составляют постоянная составляющая и первая гармоника:

5.1

При нулевой фазе дискретных отсчетов uD периода T/2 глубина их модуляции первой гармоникой исходного сигнала равна нулю и информация о частоте целиком утрачивается. Передается лишь среднее значение U0 исходного сигнала (см. Рис. 5.4, б). С изменением фазы отсчетов на половину их периода глубина модуляции оказывается равной 100% (см. Рис. 5.4, в). Промежуточным между рассмотренными фазам отсчетов сопутствуют искажения амплитуды и фазы первой гармоники, хотя, как показываетграфик на Рис. 5.4 (г), информация о ее частоте сохраняется.

Рис. 5.4 Исходный сигнал (а), значения его выборки и глубина модуляции (%) при нулевой (б), противоположной (в) и промежуточной (г) фазе частоты дискретизации

Как минимум одномерная (по одной из координат) дискретизация изображений сопутствует процессу электрооптического анализа. В аналоговых репродукционных системах и в телевидении оптический параметр, являющийся функцией координат оригинала или передаваемой сцены, преобразуется в амплитуду электрического сигнала, изменяющегося на выходе ФЭП во времени при построчном считывании (сканировании). Спектр пространственныхчастот изображения в направлении, поперечном направлению строчной развертки, ограничивается частотой разложения на строки. В силу конечных размеров сканирующего пятна (апертуры) этот спектр ограничен и вдоль строк частотой, обратной величине этого пятна. Второй причиной ограничения спектра частот и дискретизации изображения вдоль строки является модуляция видеосигналом амплитуд, фаз или частот дополнительного электромагнитного колебания - несущей частоты, необходимой для передачи сигнала, например, в телевидении или в аналоговом дистанционном (с использованием электрических каналов связи) репродуцировании.
Двухмерная (по обеим координатам) дискретизация и квантование имеют место притак называемом аналого-цифровом преобразовании видеосигнала, в результате которогосовокупность пространственных отсчетов значения тона может быть представленанекоторым массивом чисел, записанных, например, в двоичном коде. Такое представлениепозволяет отвлечься от времени реального сканирования и производить функциональныепреобразования тона, цвета, мелких деталей, контуров и другого содержания изображениякак операции над числами этого массива. Для подобных целей ныне эффективно используются ЭВМ.
Пространственная дискретизация сопутствует и растрированию - представлению изображенияв виде совокупности запечатанных и пробельных элементов, относительная площадькоторых определяется тоном или цветом соответствующих участков оригинала. Приэтом, как уже указывалось, частота первой дискретизации, связанной с электрооптическиманализом и аналого-цифровым преобразованием, принимается, как правило, в двараза превышающей линиатуру полиграфического растра, а точнее, частоту растровойфункции, внутри периода которой формируется то или иное количество растровыхточек и пробелов.
Если это условие соблюдается, то при воспроизведении системы периодических штриховпроизвольной пространственной фазы размеры соседних точек будут хоть сколько-нибудьотличаться друг от друга во всех случаях кроме одного: когда сами штрихи сдвинутыровно на половину периода относительно элемента разложения 1 и растровой ячейки.На оттиске вместо штрихов образуется равномерное поле одинаковых растровых точекс относительной площадью 50% (см. Рис. 5.5, г), поскольку коэффициент отраженияоригинала, усредненный по площади считывающего пятна 1, имеет одинаковое (промежуточное)значение для всех элементов растра. В зону отсчета 1 каждый раз попадает по половинештриха и половине пробела (см. Рис. 5.5, в). Этот случай аналогичен представленномуна Рис. 5.4 (б).
Во всех других пространственных фазах контраст штрихов на репродукции оказываетсявыше, поскольку отличаются значения соседних отсчетов и размеры формируемых всоответствии с ними растровых точек. Максимальное различие имеет меао в противоположномкрайнем случае, когда, как показано на Рис. 5.5 (а, б), штрихи частоты 0,51 совпадаютпо фазе с растровой решеткой. Здесь имеет место аналогия со случаем, иллюстрируемым Рис. 5.4 (а, в). Они передаются растром едва раза большей линиатуры, равной Lлин/см, без потери контраста. Гарантию передачи штрихов с полным контрастом независимоот их пространственной фазы дает частота разложения, в два раза превышающая растровуюлиниатуру, как поясняет Рис. 5.5 (д).

Рис. 5.5 Штрихи частоты 0,51 в растровой решетке линиатуры L при совпадающих (а) и противоположных (в) фазах; их растровые копии: б, г — при считывающем элементе 1 равном шагу линиатуры; д — при отсчетах 2 вдвое меньших шага растра

Поскольку в полиграфическом репродуцировании имеют место как минимум две пространственные дискретизации изображения, из приведенного упрощенного примера следует, что двукратный запас по частоте разложения необходимо предусматривать дважды. В первый раз это приходится делать при выборе линиатуры растра, если ставится задача воспроизведения на оттиске определенных пространственных частот оригинала. Второй двукратный запас, на этот раз уже по отношению к выбранному значению линиатуры, устанавливается для частоты сканирования оригинала. Например, для воспроизведения штрихов, имеющих на оригинале частоту 4 лин/мм, необходималиниатура оттиска 80 лин/см (а также соответствующая ей гладкость бумаги и другие параметры печати). Считывать такой оригинал в сканере приходится уже с частотой16 лин/мм.