Технология обработки изобразительной информации (2 часть) |
Страница 3 из 16
5.4. Ориентация решетки дискретизации в поле изображения Наряду с пространственной частотой, определяющей число дискретных отсчетов и объем перерабатываемой информации, на качество получаемого изображения влияют геометрия и ориентация решетки дискретизации. Растр однокрасочной репродукции и растр «рисующей» краски в цветной печати всегда ориентированы под углом 45°. Объяснение этой общепринятой практике как уменьшающей заметность самого растра вряд ли можно считать исчерпывающим, т. к. качество изображения улучшается благодаря такой ориентации и при линиатурах, больших, чем 60-80 лин/см, когда описанная выше проблема «заметности» растра не так актуальна. 5.4.1 угловые анизотропии изображений и зрения Первая из этих анизотропии обнаруживается в статистике распределения контуров по направлениям и есть следствие действия закона тяготения в зрительно воспринимаемом окружающем мире, репликами которого и являются большей частью оригиналы, предназначенные для полиграфического репродуцирования. Вертикальные и горизонтальные контуры (линии) существенно преобладают над наклонными. Рис. 5.6 Границы пространственно-частотной характеристики зрения Способность глаза различать вертикальные, горизонтальные и наклонные штрихи находится в соотношении 1,0:0,8:0,46. Этой особенностью зрения можно вполне объяснить зрительную реакцию на изображение («Осень», Б. Рилей), представленноена Рис. 5.7 (а). Дискомфорт, ощущаемый при рассматривании, возникает от того, что изображение как бы разделяется на чередующиеся горизонтальные полосы. На одних участки синусоид, из которых построено все изображение, отчетливо просматриваются как отдельные линии, поскольку они здесь вертикальны. На других горизонтальных полосах линии плохо различимы или совсем сливаются, поскольку они наклонны. Сосредоточив внимание на одной из полос с плохо различимыми линиями, повернем изображение в его плоскости на 45°. Сама полоса и принявшие вертикальное положение линии в ней становятся отчетливыми. Рис. 5.7 Размытым выглядит горизонтальный участок изображения, где фрагменты представляющих его синусоид наклонны; он же >просматривается вполне отчетливо, если изображение повернуть на 45° (а) или вычленить подобный участок из картины (б) Отмеченные выше особенности позволяют сделать следующие выводы:
Таким образом, рассмотренная выше специфика зрительного восприятия естественным образом согласуется со свойствами изображений и сформировалась на фоне анизотропии в распределении контуров по направлениям в зрительно воспринимаемом окружающем мире. Подобная гармония не распространяется лишь на узкий класс изображений, к которому можно отнести аэрофотоснимки или изображения земной поверхности и ее облачного покрова, полученные из космоса. Для этих изображений сами понятия «верх», «низ», «справа» и «слева» условны. В то же время, вряд ли можно считать изотропными в указанном смысле такие искусственно созданные изображения, как знаки типографского шрифта, произведения абстрактной живописи и т. п. Художники выбирают силу линий и контуров различной ориентации, интуитивно учитывая данную особенность зрения. 5.4.2 анизотропия регулярных решеток Согласование рассмотренных выше свойств изображений и зрения со свойствами промежуточного звена, каковым является система переработки графической информации,- прерогатива разработчика или оператора такой системы. Рассмотрим в этой связи разрешающую способность регулярной решетки дискретизации в различных направлениях, не забывая при этом, что пространственная дискретизация имеет место в полиграфической системе минимум два раза: при электрооптическом анализе и кодировании оригинала, а затем в автотипном растрировании изображения. Рис. 5.8, где линии, для которых разрешающая способность максимальна и минимальна, обозначены соответственно сплошными или прерывными. Последняя из решеток более изотропна, т. к. точность передачи штрихов здесьв меньшей степени зависит от их ориентации. Рис. 5.8 В ортогональной растровой решетке направления максимальной (- - -) и минимальной (— — —) разрешающей способности повторяются через 90° (а), а в гексагональной решетке — через 60° (б) Для ортогональной решетки указанное различие поясняет Рис. 5.9 - модель цифрового репродуцирования пары черных штрихов одинаковой толщины (см. Рис. 5.9, а, б).Пространственные фазы штрихов отличаются на оригинале на половину периода решетки в ее горизонтальном (см. Рис. 5.9, а) и диагональном (см. Рис. 5.9, б) направлениях. Двухградационные изображения кодируют в так называемом штриховом режиме. Он обеспечивается простым двухуровневым оператором, присваивающим значение «1», если черное занимает больше половины площади зоны отсчета, и «О» в ином случае. Полученную таким образом «битовую карту» хранят и обрабатывают в репродукционной системе, а также используют для восстановления изображения при его выводе (см, Рис. 5.9, в, г). Из сравнения оригинальных вертикальных штрихов на Рис. 5.9 (а) и их «цифровых» изображений на Рис. 5,9 (в) видно, что неопределенность в передаче толщины штриха, связанная с фазой его положения в решетке, лежитв пределах ее шага. Рис. 5.9 Различие влияния пространственных фаз вертикальных (а) и наклонных (б) штрихов в решетке дискретизации на воспроизведение (в, г) их толщины При самом незначительном наклоне штрихов вправо или влево от вертикали к ошибке в передаче толщины добавляются периодические (по длине штриха) ступенчатые искажения с шириной зубцов в шаг решетки (см. рис, 5.10, а). Если ширина самого штриха еще и близка к указанному шагу, то штрих периодически прерывается на копии (см, рис, 5,10,б). По тем же причинам система тонких штрихов по мере увеличения ее частоты будет поначалу передаваться ложными узорами, а лишь затем средним значением яркости (см, Рис. 5,10, в), Ложные узоры такого типа, обусловленные интерференцией периодического рисунка (текстуры) самого оригинала и несущейрешетки [5.3-5.5], относят в полиграфии к предметному муару в отличие от муара многокрасочной печати, возникающего в результате взаимодействия растровых структурцве-тоделенных изображений. Рис. 5.10 Ошибки дискретизации проявляются в виде ступенчатых искажений контуров (а), прерывания тонких штрихов (б) и ложных узоров на текстурах (в) Для штрихов, имеющих более значительный наклон, ошибка дискретизации в 2 раз меньше шага решетки (см, Рис. 5.9, б и рис, 5.9, г) и все упомянутые выше искажения смещаются в область приблизительно в полтора раза более высоких частот. Рис. 5.11 Штриховые элементы (а) в ортогональной (б, в) и диагональной (г, д) решетках дискретизации при одинарном (в, д) и удвоенном (б, г) числе отсчетов В условиях ограничений реальных систем в отношении объемов перерабатываемой информации, пропускной способности информационных каналов, быстродействия и разрешающей способности устройств ввода/вывода, ортогональная выборка существенно снижает представительность информации, используемой при кодировании и воспроизведении. Такая выборка, как видно из сравнения моделей (б) и (д), ведет почти к двукратной избыточной информации при вводе изображений. Ее последующее устранение оптимальным кодированием (сжатием) в самой системе дает лишь дополнительный эффект. Рис. 5.12 иллюстрирует влияние ориентации решеток первой (считывание) и второй (растрирование) дискретизации на качество оттисков, полученных с использованием цифрового ЭЦК при линиатуре 60 лин/см и частоте сканирования 12 лин/мм. Качество передачи штрихов на трех вариантах оттисков заметно возрастает от Рис. 5.12(а) к Рис. 5.12 (в), которым соответствуют:
Рис. 5.12 Влияние ориентации решеток считывания и растрирования на четкость изображения: а) 0° и 0°; б) 0° и 45°; в) 45° и 45° Считывание и кодирование оригиналов в ортогональной решетке, принятое
|