Технология обработки изобразительной информации (2 часть) |
Страница 9 из 16
6.6.3.2 растровое представление штриховых оригиналов В отсутствие ограничений, обусловленных искажениями, сопутствующими формированию автотипного растра, разрешающая способность выводных устройств, формного и печатного процессов более полно используется для штриховых оригиналов. Если позволяет считывающее устройство, частота разложения оригинала в нем может быть установлена равной и даже большей, чем разрешающая способность устройства вывода. Исходный объем данных не столь значительно превышает при этом тот, что используется для цветного полутонового оригинала тех же размеров, если учесть в восемь раз меньшую разрядность кодирования, а также и то, что штриховые оригиналы, как правило, не подвергаются цветоделению [6.11]. Каждый элемент отображается в числовом массиве лишь одним битом, в отличие от четырех байтов цветного полутонового кодирования. В сравнении же стеновым однокрасочным изображением в общепринятом режиме его «грубого» считывания файл оказывается лишь в 4-5 раз большим, как иллюстрирует сопоставление рис. 6,13 (а) и 6.13 (б). Подобные режимы являются базовыми для ЭЦК, где штриховые оригиналы считывают с частотой в три-четыре раза большей, чем предусмотрено выражением (4.1), учитывающим значение линиатуры растра. В общем случае, с учетом положений теории, величина элемента разложения принимается вдва раза меньшей толщины самого тонкого штриха, подлежащего передаче на оттиске. 6.13 Примеры пространственных соотношений и объемов сигнала при репродуцировании полутоновых (а) и штриховых (б) изображений При более тщательном рассмотрении предельно малые графические элементы реальных штриховых оригиналов характеризуются промежуточными величинами плотности, дополнительными к уровням «белого» и «черного». С учетом неизбежных при считывании апертурных искажений, аналоговый видеосигнал на выходе ФЭП содержит всю гамму значений тона, поэтому необходимо решать, какие из них должны быть отнесены на оттиске к «белому», а какие к «черному». При вводе изображений регулируют порог такого двухуровневого квантования. Его смещение в сторону более светлых тонов позволяет, в частности, присвоить значение «черного» отсчету, приходящемуся на засечку знака недостаточно пропечатанного текста или предельно тонкий штрих гравюры, оптическая плотность которого существенно ниже, чем у более широких графических элементов. Однако чрезмерное снижение порога чревато передачей на оттиске полностью черными тех зон отсчета, лишь незначительная часть которых занята на оригинале, например частицей пыли или контрастной ворсинкой подложки, что ведет к общему «зашум-лению» изображения. Повышение порога в сторону темных тонов, хотя и позволяет отделить недостаточно светлый фон малоконтрастного оригинала, однако грозит потерей мало насыщенных тонких штрихов и мелких деталей. Поэтому определение порога дискриминации значений тона всегда является компромиссным. 6.14 При «грубом» считывании и многоуровневом квантовании значение отсчета отличается от нуля при любом положении одиночного тонкого штриха 6.6.3.3 адаптивное кодирование Как было показано в подразделе 3.5, линиатура растра устанавливается в условиях компромиссного удовлетворения противоречивым требованиям, содной стороны, высокого контраста и плавнойтонопередачи, а сдругой стороны, геометрической точности контуров и мелких деталей. В последнем отношении традиционные растровые системы значительно недоиспользуют разрешающую способность формного и печатного процессов. Печать, предназначенная для воспроизведения тоновых иллюстраций с линиатурой 80 лин/см, способна передавать элементы и пробелы размером 20-25 мкм, что соответствует разрешающей способности 400-500 лин/см. Но поскольку растровая ячейка (единичная площадь) такого растра имеет размер 125 мкм, минимальный размер детали оригинала, передаваемой на оттиске без потери контраста, составляет250 мкм, а частота воспроизводимой штриховой миры не превышает 20-40 лин/см. Такой резерв разрешающей способности эффективно используется лишь при печати текста и штриховых изображений. 6.15 Пространственные соотношения (а, б), унифицированные форматы (в,г) сигналов и геометрические искажения контура при одновременном репродуцировании полутоновых цветных (а, в) и однокрасочных штриховых (б, г) изображений Особенностью данной системы являлось автоматическое распознавание характера считываемого участка выклейного оригинала для выбора соответствующего режима считывания и кодирования. Анализ сигнала с применением быстрого преобразования Фурье позволял не только разграничить штриховые и тоновые объекты, но и выявить специфику последних. Так, при наличии в текущем спектре составляющих, обусловленных растровой структурой вторичных (микроштриховых) оригиналов, для исключения объектного муара автоматически применялась дополнительная низкочастотная фильтрация - дерастрирование с последующим формированием цветоделенных сигналов в упомянутом выше формате. 6.6.3.4 адаптивное растрирование Отдельные участки полутонового оригинала могут в разной степени представлять собою собственно тоновое или штриховое изображение. Детали могут иметь различный контраст, их контуры могут быть как резкими, так и в той или иной степени размытыми. Кроме того, присутствуют и вырождающиеся тонкие штрихи и контуры с монотонно изменяющимся по их протяженности контрастом и размытостью. Не представляется возможным отделить так называемую фоновую часть от рисунка, применяя для этих составляющих изображения алгоритмы растрирования, один из которых, соответствуя классическому автотипному методу, обеспечивал бы наилучшую тонопередачу, а другой - высокую геометрическую точность отображения контуров в режиме штрихового репродуцирования. 6.16 Воспроизведение контура 1 полного контраста: в — с использованием наперед заданных весовых значений (а,б); е — на основе весовой функции (г, д), удовлетворяющей геометрии контура 6.17 Примеры геометрии дополнительных растровых алфавитов (а), весовая функция (б) одного из них и ее реализации (в) для трех значений тона Примером передачи штрихового элемента при максимальной детальности на некотором участке полутонового оригинала, а следовательно, использовании только дополнительных весовых значений могут служить модели на рис. 6.11 (ж, з) и рис. 6.16 (е) в сравнении с примерами тривиального растрирования на моделях рис. 6,11 (в-е) и рис. 6.16 (в). 6.18 Деталь сложной конфигурации в штриховом режиме (а), в тривиальном (б) и адаптивном (в) растрировании Для контура промежуточного контраста используются обе весовые функции, как показано на рис. 6,19 (б). Элементы, сформированные в результате сравнения текущего значения видеосигнала с базовыми весами показаны более темными и образуют привычные растровые точки, а элементы, сформированные по дополнительным весовым функциям, представлены более светлыми. Резкость в этом примере оказывается средней между обычным растрированием и штриховой записью, что адекватно отражает неполную «силу» контура на оригинале. 6.19 Растрирование контура промежуточного контраста тривиальным (а) и адаптивным (б) методами Адаптивный синтез, преимущества которого иллюстрирует рис. 6.20, позволяет скорректировать ошибки второй пространственной дискретизации изображения, обусловленной растровым процессом. Способность плавной тонопередачи полиграфической системы здесь динамически, с учетом содержания отдельных участков изображения, обменивается на ее возможности в отношении геометрической точности воспроизведения мелких деталей и контуров. Как и во времена ручного гравирования, последние не разрушаются здесь растровыми точками. 6.20 Иллюстрации, полученные при одинаковых объемах исходного сигнала обычным (а) и адаптивным (б) методами растрирования. Улучшению резкости сопутствует повышение визуального контраста Метод отличается относительно малым количеством операций и возможностью их параллельного осуществления, что существенно упрощает как его программную, так и аппаратную реализацию. Из описания ясно, что стационарные (фоновые) участки изображения могут передаваться как регулярными, так и менее пригодными к печати, рассматриваемыми в следующей главе непериодическими растровыми структурами.
|