Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Технология обработки изобразительной информации (3 часть)

ГЛАВА IX. Моделирование тиражного оттиска

9.1 Пробная печать и «цветопроба»

Традиционная пробная печать предполагает дополнительный цикл изготовления печатных форм и использование специального вспомогательного печатного оборудования - пробопечатных станков. Участок пробной печати являлся неотъемлемой частью цеха подготовки печатных форм или цинкографии, когда управление параметрами изображений на допечатной стадии имело ограниченные возможности, а конечные результаты репродукционного процесса не всегда до конца предсказуемыми. Цветные иллюстрации издания размещались на одной или нескольких (в зависимости от формата пробопечатного станка) формах пробной печати. Комплект пробных оттисков, включающий однокрасочные, двойные, тройное и четырехкрасочное наложения, поступал к художнику издательства. Далее, наряду с изобразительным оригиналом, его использовали ретушеры фотоформ, травильщики высокой печати или операторы ЭЦК в качестве руководства при исправлении уже имеющихся или изготовлении новых пробных или тиражных форм. Условия пробной печати не совсем эквивалентны тиражной. Однако стабильная работа пробиста позволяла остальным участникам процесса по опыту учитывать определенные расхождения между пробными и тиражными оттисками.
Подобная технология получения проб наиболее затратна в материальном и временном отношении и применяется все реже. Оставшийся парк про-бопечатного оборудования используют в ряде случаев для дополнительного контроля непосредственно с тиражных форм.
Для объективного контроля результатов усилий, затраченных на допечатной стадии на достижение высокого качества, во избежание дополнительных временных и материальных затрат, связанных с изготовлением печатных проб, или для уменьшения числа циклов пробной печати ныне используют многочисленные альтернативные технологии имитации тиражного оттиска. Появившись еще в 70-е гг. применительно к фотомеханическим репродукционным процессам, они особенно интенсивно развились в последние два десятилетия, получив обобщенное название «цветопроба» [9.1-9.3]. Их можно характеризовать по различным признакам, основной из которых заключается в назначении модели оттиска. Она может быть необходима:

  • оператору электронной репродукционной или компьютерной издательской системы для оптимизации режима ввода изображения и его последующих функциональных преобразований;
  • художнику издательства для адекватной конечному результату оценки цветового решения, создаваемого им средствами компьютерной графики;
  • для объективного регулирования договорных отношений издательства, репродукционного центра и полиграфического предприятия;
  • для эффективного контроля важнейших показателей качества изображений на промежуточных стадиях подготовки иллюстраций к печати;
  • печатнику в качестве наглядного образца изображения, ожидаемого в результате выполнения допечатных процедур.

Соответственно своему назначению проба может быть получена практически на всех стадиях допечатного процесса.
Она может представлять собой красочное изображение на бумажной и синтетической подложке. Такая цветопроба может быть использована в делопроизводстве в качестве документа, согласуемого и утверждаемого заинтересованными сторонами. Это может быть также видеопроба - изображение на экране цветного дисплея.
Важной характеристикой системы получения пробного изображения является форма представления используемой исходной информации. На различных стадиях допечатного процесса это могут быть аналоговые и цифровые цветоделенные электрические сигналы, полутоновые и растрированные цветоделенные фотоформы, формы пробной и тиражной печати.
В основе получения пробы могут лежать самые различные физико-химические процессы. Пробное изображение может быть получено:

  • на цветной фотобумаге [9.4];
  • возбуждением цветных люминофоров электронным пучком, ток которого управляется цветоделенными сигналами (видеопроба);
  • осаждением порошковых и жидких тонеров на подложку, рельеф зарядов на которой промодулирован сигналом изображения;
  • струйно-капельным осаждением жидких красителей на подложку, которым управляет напряжение цветоделенных сигналов;
  • последовательным переводом красителей на подложку с промежуточных носителей сублимационным методом, высокоскоростной полимеризацией, термопереносом и т. д.

Технико-экономическая эффективность той или иной системы цветопробы в значительной мере определяется ценой используемого оборудования, расходных материалов, стоимостью пробного оттиска и временем его изготовления.
Наиболее важны здесь вопросы о том, включает ли в себя цветовой охват красителей цветопробы всю гамму цветов полиграфического синтеза или насколько гибко и точно можно программировать цветопробу с учетом нюансов моделируемого полиграфического процесса?
Точная калибровка присуща «цифровой пробе», информационным источником для которой служат значения цветоделенных сигналов. Наряду с визуальной оценкой она предоставляет еще и возможности объективного количественного (по значению сигналов) контроля отклонений промежуточных результатов и характеристик конечного изображения от параметров изобразительного оригинала.
Менее существенны, по сравнению с колориметрическим соответствием тиражному оттиску, такие характеристики пробных изображений, как их четкость и резкость, наличие или отсутствие на пробе точечной растровой структуры, связанного с ней розеточного микромуара и т. п.
Перечисленные выше разнохарактерные признаки далеко не однозначно сочетаются в предложенных ранее и в новых системах цветопробы. Поэтому их классификация такими, казалось бы, конкретными терминами, как электронная, аналоговая, цифровая, фотографическая, электрографическая и т. д., далеко не исчерпывающа и в значительной мере условна.
Например, еще в 70-е гг. в устройстве СР 525 модель печатного оттиска получали на экране цветного видеоконтрольного устройства, используя видеосигналы трех черно-белых телевизионных передающих камер, перед объективами которых устанавливались фотомеханические цветоделенные полутоновые или растрированные фотоформы. Оперируя вышеперечисленными признаками, такую систему следует отнести к системам видеопробы, исходной информацией для которой является фотоформа, а назначением -контроль результатов цветоделения и цветокоррекции, полученных методами фотографического маскирования, или входной контроль фотоформ, предоставленных на печатное производство.
Для аналогичного контроля, с получением изображения на подложке, были предложены затем несложные в эксплуатации технологии типа Хромалин, Гевапруф, отечественная технология Цветопроба [9.5] и подобные им. В этих системах применяется перевод красителей на широкий класс подложек, в том числе и на тиражную бумагу, после копирования фотоформы на специальный чувствительный слой. Возможности калибровки под нюансы конкретной печати здесь ограничены. Более эффективным в указанном отношении оказался специализированный цветной принтер («цифровая» цветопроба), поскольку, как и видеопроба, он использует цветоделенные электрические сигналы, значения которых могут гибко корректироваться с учетом особенностей моделируемого процесса.
Схема рис. 9.1 охватывает базовые варианты построения допечатной технологии. В отсутствие блока 1 она соответствует электронному репродуцированию, где фотоформы или печатные формы получают в реальном времени сканирования оригинала, а все функциональные преобразования выполняются аппаратными средствами с частотой развертки. Назначением видеопробы в этом случае является предоставление оператору колориметрически тождественной модели тиражного четырехкрасочного оттиска, цветоделенных оттисков, их двойных и тройных наложений при тех или иных значениях параметров функциональных преобразований. Возможно также сравнивать эти изображения с самим оригиналом или его моделью на экране.

Рис. 9.1 Средства имитации тиражного оттиска на различных стадиях полиграфического процесса

Ранее такие функции обеспечивали специальные ТВ комплексы, а затем мониторы управляющих ЭВМ профессиональных ЭЦК. Сегодня это - мониторы рабочих мест обработки иллюстративной информации в компьютерном редакционно-издательском комплексе. В последнем варианте художнику или редактору предоставляется возможность оценить полученное цветовое решение адекватно конечному результату даже в тех случаях, когда иллюстрация создана в отсутствие изобразительного оригинала как такового. Можно оценить также пространственную и цветовую композицию сложной полосы, содержащей как репродуцируемые, так и искусственно созданные изобразительные элементы. Уровень видеопробы определяется здесь качеством цветного монитора, программными возможностями компьютерного комплекса и квалификацией персонала, обеспечивающего его калибровку.
Видеоинформация, прошедшая стадию функциональных преобразований в форме аналоговых, а в настоящее время, главным образом, цифровых сигналов, может быть представлена «цифровой» цветопробой на материальном носителе - подложке с использованием упомянутых выше физико-химических процессов. Средством ее получения является цветной принтер. Визуальный контроль обретает в данном случае документальный характер и может служить инструментом регулирования договорных отношений заказчика с репроцентром и полиграфическим предприятием.
Проба на подложке может быть получена и с цветоделенных фотоформ («аналоговая» цветопроба), что особенно актуально и обоюдовыгодно (по сравнению с традиционной пробной печатью) для входного контроля фотоформ, предоставляемых на предприятие новым заказчиком. Такая цветопроба эффективна в рассмотренных в предыдущем разделе условиях управления цветом на основе стандартизации и обеспечения стабильности технологических стадий и используемых компонентов, например, в офсетной печати. В то же время во флексографии, где сама красочная триада не стандартизована, используется широкое многообразие запечатываемых материалов и смесовых красок, цветопроба, получаемая с фотоформ, а также денситометрическая оценка результатов имеют весьма приближенный характер. Этот вид пробы целиком исключается в технологии «компьютер-форма», не предусматривающей фотоформ как таковых, вто время кактехнология «компьютер - оттиск» не дает места и традиционной пробной печати. Каждый оттиск здесь может рассматриваться одновременно и как тиражный, и как «цифровая» проба. Однако в последнем случае проблема колориметрически достоверной имитации оттиска на допечатной стадии, оказывается, может быть еще более актуальной.
Оценка тоно- и цветопередачи осуществляется в ряде случаев с применением стробоскопическихи телевизионных средств и в процессе получения самого тиража, завершая такимо бразом поэтапный визуальный контроль качества иллюстрационной печати, являющийся важной составляющей системы сквозного контроля и управления качеством полиграфической продукции.