Страница 9 из 12
Общие положения
Задачу пробной печати или цветопробы можно сформулировать как получение изображения колориметрически эквивалентного тиражному оттиску. Традиционная пробная печать более трудоемка и затратна, чем технология цветопробы. Кроме того, она до конца не тождественна по цвету тиражной в силу некоторых отличий условий печати на пробопечатном станке. В современных условиях модель тиражной иллюстрации может быть получена практически на всех промежуточных стадиях полиграфической технологии, начиная с этапа считывания изобразительного оригинала. Цветопроба, получаемая с фотоформ (аналоговая), используется в отсутствие цифровых файлов полос и применительно к стандартизованным технологиям, например, в офсетной печати. Цветопроба, получаемая с использованием цветоделенных электронных сигналов (цифровая), программируема и поэтому более универсальна. Первостепенным условием эффективного моделирования будущего оттиска является нормализация имитируемой технологии, гарантирующая стабильность и, тем самым, предсказуемость результатов в тираже. Контрольные шкалы на всех видах пробных оттисков необходимы для того, чтобы установить соответствие последних моделируемым стандартной или конкретной, специфической технологии печати. Визуальное сравнение пробных, подписных и тиражных оттисков является корректным лишь при оговоренном типе освещения. Цвет изображения отраженного света и эквивалентный ему на мониторе существенно отличаются по своему спектральному составу, т. е. весьма мета-мерны. Несколько неодинаковая трактовка цвета разными людьми (метамеризм наблюдателя) обусловлена индивидуальными отличиями нормального зрения от характеристик Стандартного наблюдателя, положенных в основу колориметрии. Метамеризм оператора учитывают автоматической коррекцией проводимых им настроек на основе внесенных в репродукционную систему данных об индивидуальных особенностях зрения. Специальные меры снижают фоновую засветку монитора до одного и менее процента его рабочей яркости. Однако и в этом случае ее необходимо компенсировать во избежание значительного сокращения логарифмической шкалы воспринимаемых яркостей. Применительно к отображению реальных объектов и натурных сцен настройка монитора, как и ТВ приемника, ориентирована, как правило, на достижение не колориметрического, а визуального тождества или наибольшего зрительного эффекта и поэтому учитывает ряд физических и психовизуальных факторов, игнорируемых стандартной колориметрией. С учетом близости условий восприятия оригиналов отражения и тиражных оттисков для их моделирования целесообразны настройка монитора и преобразования сигналов, обеспечивающие колориметрическое тождество, например, на основе процедур, предусмотренных Системой управления цветом.
Контрольные вопросы
9.1 «Аналоговая» цветопроба может быть получена в технологии:
- а) компьютер - пленка;
- б) компьютер - форма;
- в) компьютер-оттиск.
9.2 Цветопроба считается «аналоговой» потому, что:
- а) получена с использованием аналоговых цветоделенных сигналов;
- б) является аналогом будущего оттиска;
- в) получена с цветоделенных фотоформ.
9.3 Приоритетной (обязательной) характеристикой цветопробы является:
- а) ее выполнение на тиражной бумаге;
- б) использование красителей с такими же спектральными характеристиками, как и у печатных красок;
- в) колориметрическое тождество тиражному оттиску;
- г) использование автотипного синтеза цвета.
9.4 При моделировании несамосветящегося объекта цветность «белого» на видео мониторе устанавливается равной цветности:
- а) освещения в помещении, где установлен монитор;
- б) источника, освещающего объект;
- в) равноэнергетического отражателя.
9.5 Фоновая засветка на экране видеопробы не подлежит обязательной компенсации, если составляет:
- а) 10%;
- б) 5%;
- в) 1%;
- г) 0,1%.
9.6 «Метамеризм оператора» обусловлен:
- а) его дальтонизмом;
- б) отклонениями нормального зрения от характеристик Стандартного наблюдателя МКО;
- в) нестандартным освещением.
9.7 В отличие от денситометрического кодирования и контроля цвета, колориметрическое кодирование и управление через «связующее цветовое пространство» наиболее актуальны для:
- а) «замкнутых» репросистем;
- б) «открытых» многовходовых/многовыходовых систем;
- в) систем с нестандартизованными красителями и подложками.
|