Технология обработки изобразительной информации (3 часть) |
Страница 7 из 12
9.2 Видеопроба 9.2.1 эволюция видеопробы Более полно проблема имитационного моделирования иллюстрационной печати может быть раскрыта на примере эволюции телевизионных моделирующих комплексов. Создание первых из них (СР 525 фирмы Топпан, Хро-маскоп фирмы Р. Хелль, отечественная аппаратура Оптимизатор) восходит к началу 70-х гг. В отличие от системы СР 525 комплексы Хромаскоп и Оптимизатор предназначались для визуализации процесса настройки электронных цветоделителей-цветокорректоров до записи изображений на фотопленку. Помимо получения на экране монитора градационного и цветового эквивалента печатного оттиска, эти системы предоставляли оператору возможность еще и сравнивать его с оригиналом. В Хромаскопе изображение ТВ монитора сравнивалось с оптической проекцией оригинала (слайда) на белый матовый экран, а в Оптимизаторе [9.6] с моделью оригинала, создававшейся телевизионным способом на экране того же ЦВКУ. В последнем случае оператору предоставлялась возможность помещать границу раздела двух моделей на любую деталь изображения для сравнительной оценки отличий при тех или иных параметрах цветовой и тоновой корректуры. Рис. 9.2 Телевизионный комплекс имитационного моделирования многокрасочной печати Матрица 1 представляет собою блок электронной цветокоррекции обычной ТВ системы. С учетом спектральных характеристик люминофоров ТВ монитора и цветоделительных каналов передающей камеры этот блок преобразует ее цветоделенные сигналы в сигналы, обеспечивающие колориметрическую тождественность изображения на экране изобразительному оригиналу, помещенному перед объективом. Видеотракт, в которомс ее помощью осуществляется переход из цветовой системы камеры в цветовую систему ВКУ, служил в подобном комплексе эталонным. 9.2.2 цвет на экране монитора Кинескоп - устройство аддитивного синтеза цвета смешением трех основных излучений, примерные спектральные характеристики которых представлены графиками рис. 9.3. Колориметрические характеристики такого устройства связывают цвет на экране с напряжениями сигналов, которые управляют током пучка электронов, возбуждающих красный, зеленый и синий люминофоры. Эти напряжения получают в цифро-аналоговом преобразователе, на вход которого поступают КЗС коды, как правило, восьмиразрядные. Цвет монитора оценивают в стандартной (МКО) колориметрии, значениями уровней квантования (от 0 до 255) КЗС возбуждений или полными спектральными распределениями. Одно из них, визуально эквивалентное некоторому серому полю равноэнергетического отражателя, рассматриваемому в свете источника D65, приведено на рис. 9.4. Цветность «белого», воспроизводимого монитором при предельных уровнях сигналов на его входе (К = 3 = С = 255) устанавливается равной цветности (х = 0,3127; у = 0,3290) источника, освещающего отображаемый на экране объект. Градационные характеристики трех каналов настраиваются так, чтобы эта цветность сохранялась для всей нейтральной шкалы, т. е. для всех наборов КЗС сигналов равных значений. Рис. 9.3 Спектральные распределения относительных мощностей излучения люминофоров монитора Рис. 9.4 Спектр «серого» поля (равноэнергетического отражателя в свете источника D65) метамерный ему на мониторе Объект и его изображение на мониторе весьма метамерны, поскольку те же самые цветовые значения XYZ обеспечиваются возбуждениями с совершенно отличными, как подтверждают эти графики, физическими характеристиками. В результате, некоторые имеющие «нормальное» зрение наблюдатели разойдутся во мнении о соответствии воспроизводимых цветов цветам объекта. Это обстоятельство, известное как метамеризм наблюдателя, имеет важные последствия для репродукционной практики, когда оператор устанавливает цветовой баланс видеопробы, опираясь лишь на специфику своего зрения. Еще более неоднозначен результат, когда такую установку делают разные операторы. Проблема решается тестированием каждого оператора в отношении некоторого опорного изображения с созданием корректирующих файлов («профилей» оператора), позволяющих затем автоматически учитывать индивидуальные особенности зрения в текущей работе. 9.1 где Скзс - значение равных между собой (от 0 до 255) входных КЗС сигналов, Y0— постоянная составляющая - яркость при нулевых значениях трех сигналов, a k - константа, устанавливаемая из условия Y = 1, когда все входные сигналы равны 255. Если ЦАП линейный, а таблицы вспомогательных нелинейных преобразований КЗС-кодов, учитывающие специфику тех или иных устройств ввода в программном обеспечении некоторых НИС, игнорируются, то эта зависимость описывает по существу световую характеристику ЭЛТ -связь между яркостью экрана и напряжением, которое управляет плотностью тока пучка электронов, возбуждающих люминофор. Для характеристики монитора А на рис. 9.5 (а) это аналитическое выражение имеет вид 9.2 С учетом общего закона восприятия внешних воздействий органами чувств, предполагающего относительную связь между раздражением и ощущением, световое возбуждение удобно представлять не яркостью, а ее отрицательным десятичным логарифмом. Тогда, например, мало выраженные на рис. 9.5 (а), но весьма заметные в области малых яркостей, отличия световых характеристик отображаются графически на рис. 9.5 (б) вполне адекватно визуальному впечатлению. Рис. 9.5 Световые характеристики двух мониторов в абсолютных яркостях (а) и в их отрицательных логарифмах (б) Для достоверной передачи не только яркости, но и цветности входные сигналы монитора, независимо от того, в каком типе считывателя они получены, должны быть подвергнуты соответствующему преобразованию. Причина заключается в том, что в основу синтеза цвета здесь положены вполне реальные цвета трех люминофоров, а кривые сложения для них значительно отличаются от используемых при расчетах в другой колориметрии. Это обстоятельство поясняет схема на рис. 9.6. Если сканер, например, колориметрический, то значения цветовых координат XYZ выражают собою площади под кривыми сложения стандартного наблюдателя, промодулированными исходным цветовым стимулом. Чтобы воспроизвести его тремя основными цветами монитора, используют процедуру матричного преобразования, основанную на известном положении цветоведения: любой набор функций сложения глаза является линейной комбинацией других наборов таких функций [4.6]. В двух рассмотренных в предыдущем разделе вариантах управления цветом эти преобразования могут быть соответственно либо наперед заданы на основе стандартизованных характеристик монитора и считывателя, либо установлены экспериментально, например, процедурами CMS. Достоверная передача обеспечивается при этом для всех цветов, вмещаемых цветовым охватом монитора. Рис. 9.6 Условие дополнительного преобразования сигналов колориметрического сканера для монитора (по Л. 1.4) В рассмотренных выше примерах воспроизведение на мониторе предполагалось колориметрически тождественным. Однако оно может быть вполне удовлетворительным, когда в качестве исходных объектов используются оригиналы отражения. Натурные же изображения, особенно естественного наружного освещения, являясь колориметрически точными, покажутся, тем не менее, как подчеркивается в Л. 1.4, тусклыми, малоконтрастнымии ненасыщенными. Причина заключается в том, что при построении системы отображения для более широкой номенклатуры источников изобразительной информации принимают во внимание дополнительные, не учитываемые стандартной колориметрией физические и психологические факторы. Рис. 9.7 Влияние внешней засветки (фона монитора) в 1,0% на линейно возрастающую яркость воспроизводимого объекта в абсолютных яркостях (а) и в их логарифмах (б) В отношении печатных оттисков и оригиналов отраженного света, где интервал плотностей редко превышает 2,0 ед., эти искажения не так существенны и могут быть без потерь скомпенсированы соответствующим нелинейным преобразованием входного сигнала. Когда же речь идет о моделировании на экране изображений слайдов или самих натурных сцен с перепадами яркостей в четыре - пять порядков, искажения оказываются весьма существенными.
|