Страница 2 из 14
11.3 Гравирование цилиндров глубокой печати
Проблема повышения производительности гравирования была решена в Гелио Клишографе К 200/201 (Р. Хелль) параллельным использованием восьми режущих головок, каждая из которых гравирует формный цилиндр в пределах соответствующей полосы издания. Рельеф получаемой формы, в отличие от формы классической глубокой печати, характеризуется не только переменной глубиной печатающих элементов, но, в силу специфики гравировального процесса (см. рис. 11.1) и изменением их площади, т. е. соответствует форме глубокой автотипии [11.7]. Способу глубокой печати изначально присуща относительно низкая геометрическая точность передачи мелких деталей из-за относительно больших размеров печатных элементов и наличием между ними перегородок, служащих опорой для ракеля - ножа, снимающего излишнюю краску с печатного цилиндра до того, как он входит в контакт с бумагой. По этой причине здесь применяют шрифтовые гарнитуры, отличающиеся относительной простотой начертания. На первом этапе в системе гравирования цилиндров использовался специальный считывающий модуль, оптические головки которого вырабатывали сигналы выклейных негативных непрозрачных оригинал-макетов полос с цветоделенными полутоновыми иллюстрациями. Чтобы исключить трудоемкую ручную подготовку подобных оригинал-макетов и сопутствующие ей потери качества, в конце 70-х гг. фирма Р. Хелль разработала систему цифровой верстки цветных тексто-иллюстрационных полос - HDP (Helio Data Processing). Она явилась, по сути, первой компьютерной системой подобного назначения [11.8]. Для ввода и общих функциональных преобразований изображений использовались считывающие секции и соответствующие блоки полиграфических ЭЦК, а текстовые файлы поступали от цифровой фотонаборной системы. Верстка и сложная электронная ретушь в соответствии с инструкциями издательского макета осуществлялись на компьютерном рабочем месте, оснащенном средствами интерактивного графического диалога и возможностями имитации создаваемой полосы на экране цветного монитора.
11.4 Лазерное «гравирование»
Изначально ориентируясь на автоматизированную верстку полос, несколько позднее разработала свою систему подготовки цилиндров глубокой печати английская фирма «Кросфилд». Ее технология Lasergravure предусматривала тепловую, под воздействием модулируемого видеосигналом излучения мощного лазера, возгонку эпоксидной смолы, заполняющей предварительно протравленные на одинаковую глубину ячейки цилиндра. Для повышения тира-жестойкости гравированная подобным образом поверхность цилиндра могла быть подвергнута затем металлизации. Под лазерным гравированием подразумевается не механическое, а тепловое воздействие электромагнитного излучения лазера на материал копии. Получение этим способом рельефных металлических форм высокой или глубокой печати малопроизводительно и неэффективно в отношении достигаемого качества. Несмотря на ряд попыток [11.9], оно не нашло практического применения в иллюстрационной печати. Использование лазерного излучения для прямого изготовления печатных форм, как правило, связано с разработкой специальных технологий и, в том числе, материалов и копировальных слоев. Последние могут относиться к категории бессеребряных или, используя в своем составе соли серебра, быть близки по чувствительности к фототехническим пленкам. В этом случае многие выводные устройства оказываются универсальными, способными производить как фото-, так и печатные формы. Показательным в этом смысле является разнообразие схем использования лазерной факсимильной аппаратуры LogEscan и бессеребряной технологии LaserMask в газетном производстве New York Times в середине 80-х гг. для организации непрерывного формного и печатного цикла в производстве этого более чем стополосного оперативного издания. Выклейные непрозрачные оригиналы страниц газеты передавались с помощью указанной аппаратуры по кабелю из участка их ручной верстки в цех высокой печати, размещавшийся в цокольном этаже того же здания. Здесь, в приемном аппарате, модулируемый видеосигналом луч лазера переводил слой красителя с прозрачнойл авсановой подложки материала LaserMask на бумагу. Полученная на ней позитивная копия возвращалась на участок верстки, где использовалась для подготовки полос следующих (дневного, вечернего) выпусков газеты. Оставшийся на подложке спой красителя образовывал прозрачное негативное изображение, пригодное для копирования на форму высокой печати. Сигнал того же передатчика одновременно передавался по УКВ связи в расположенный в нескольких километрах цех офсетной печати, где в аналогичном приемнике копия изготавливалась уже непосредственно на печатной пластине. В разнообразных вариантах технологии «компьютер-офсетная пластина» конечным результатом воздействия модулируемого видеосигналом излучения лазера или другого источника на материал формы является получение промежуточного изображения в виде совокупности принимающих краску (олеофиль-ных) печатных и отталкивающих ее (олеофобных) пробельных элементов. Это, главным образом тепловое, воздействие либо используется для удаления одного из слоев материала пластины, либо приводит к соответствующему избирательному изменению физических свойств ее поверхности. В технологии «компьютер-рельефная форма флексографии» широко используют двухступенный процесс. На его первом этапе, альтернативном изготовлению фотоформ, управляемое сигналом изображения излучение лазера выжигает на вспомогательном покрытии формы маску. Последующее избирательное (через маску) облучение фотополимера немодулируемым ультрафиолетом позволяет получить на форме более выраженный рельеф печатающих и пробельных элементов, чем при традиционном экспонировании через растрированный пленочный негатив в копировальной раме. Отсутствие необходимости в таком негативе предоставляет также возможность изготовления бесшовных, рукавных фотополимерных форм ротационной флексографской печати [11.10].
11.5 «Цифровая» печать
Результатом работы компьютерной издательской системы является числовой образ полосы, а в ряде случаев и многополосного печатного листа. Информация, содержащаяся в таком файле, является полной в отношении достижения оптимального качества воспроизведения изобразительного оригинала, текста, элементов графического оформления, их размещения в полосе и т. п. При условии строгой нормализации последующих технологических стадий этим создаются принципиальные возможности полной автоматизации всего полиграфического процесса, что и находит наиболее полное отражение в концепции компьютер-оттиск или в системах, т. н., «цифровой печати». На вход таких систем поступает поток данных, представляющих издание, а на выходе практически одновременно и без использования каких-либо промежуточных ручных операций получают оттиски, а в ряде случаев сфальцованную и сброшюрованную печатную продукцию. Некоторые «цифровые печатные машины» отличаются от обычных лишь тем, что включают в себя целиком уже описанную выше систему компьютер-форма автоматического, минуя фотоформу, изготовления печатных пластин, а также средства их автоматической установки и съема [11.11]. В большинстве же таких систем печатная форма в ее обычном понимании отсутствует, несмотря на наличие в некоторых случаях промежуточной печатающей поверхности. Последняя вещественно отображает поступившие данные индивидуально для каждого оттиска и вступает затем в контакт с бумагой, краской, тонером или офсетным цилиндром. Такую поверхность имеет, например светочувствительный цилиндр в наиболее распространенных системах цифровой печати с электрофотографическим (на сухом и жидком тонере) принципом регистрации изображений [11.12]. В устройствах с термопереводом красителя с ленты, с его тепловой возгонкой или с бесконтактной печатью струй-но-капельного типа промежуточные изображения исключаются вовсе, а поступившие на вход числовые данные получают вещественное отображение только на самом оттиске [11.13]. В общем случае, как определяет Л. 11.14, цифровая печатная машина — это устройство, которое:
- способно воспринимать цифровую информацию компьютерной допечатной системы (главным образом в формате Постскрипт);
- оснащено растровым процессором, преобразующим постскрипт-файл в битовую карту;
- отображает битовую карту на подложке с использованием того или иного физико-химического процесса.
Этой совокупности признаков также отвечают и обычный принтер, и устройство цифровой цветопробы. Поэтому важно еще и то, насколько такая машина альтернативна традиционной печати в отношении производительности, экономичности и других показателей. Наиболее приемлемые в технико-экономическом отношении тиражи для различных машин цифровой печати находятся в пределах 50-5000 оттисков, а формат редко превышает A3. Более простые варианты таких машин агрегатируют в себе несколько печатных устройств обычного лазерного принтера. Их согласованная работа и проводка бумаги с учетом красочности и размещения полос в издании обеспечивается компьютерной программой. Другие же представляют собою устройства принципиально новой конструкции, оптимально использующей пре-имущества и учитывающей специфику концепции «компьютер-оттиск» [11.15]. Активно ведется разработка и исследование принципиально новых методов печати в указанной концепции [11.16]. Систематизированный анализ структуры и тенденций развития цифровой печати дан в Л. 11.17. Специфические преимущества цифровой печати характеризуют также такими емкими понятиями, как персонализация, «печать ко времени (just-in-time)» и «печать по надобности (print-on-demand)». Здесь подразумеваются новые возможности:
- получение каждого экземпляра издания и любой его страницы с желаемыми индивидуальными отличиями от других и т. п.;
- внесения коррекций и дополнений в самый последний момент и, в том числе, дистанционно, т. е. по сети передачи данных, периферийным устройством которой и является по сути цифровая печатная машина;
- печати к точно назначенному (до минут) сроку с уменьшением проблем, связанных со складированием и экспедированием тиража;
- печати тиража по частям, в том числе и в единичных экземплярах, в различное время и в разных местах, что в определенной мере снижает затраты начальной стадии его распространения.
Последняя из указанных возможностей отмечает тенденцию перехода в новых СМИ от привычной практики «печать — распространение» к принципу «распространение — печать». Целесообразность использования такой технологии в каждом конкретном случае определяется соотношением указанных преимуществ и ее недостатков. По сравнению с традиционным офсетом для цифровых печатных машин различного типа эти недостатки в той или иной мере выражаются в:
- 3-10 раз меньшей производительности, которая среди прочих факторов ограничивается еще и быстродействием растровых процессоров;
- ограниченном формате (A3, А4);
- ограниченном выборе бумаг;
- высокой стоимости монопольно поставляемых расходных материалов (цветные тонеры, например, в 40 раз дороже офсетных красок);
- ограниченном, вне триады, выборе красителей;
- относительно низком качестве печати;
- высоких капиталовложениях.
От оператора системы помимо широкой эрудиции в области иллюстрационной печати требуется умение обращаться с постскрипт-файлами, хотя бы для их отображения на экране из-за отсутствия проб. Являясь определяющими для некоторых, особенно малотиражных, видов печатной продукции, преимущества цифровой технологии оказываются и в перспективе мало востребованными в других производствах, таких, например, как производство этикетки и упаковки. В этой связи считается, в частности [11.10], что в обозримой перспективе цифровая печать вряд ли станет конкурентной флексографии, которая ныне интенсивно развивается именно в этой сфере.
|