Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Технология обработки изобразительной информации (4 часть)

ГЛАВА XII. Муар многокрасочной печати

12.1 Частота муара

Два колебания могут в различной степени ослаблять или усиливать друг друга в зависимости от фазы их наложения (см. рис. 12.1, а, б). Если же они характеризуются еще и различными периодами, то в результирующем колебании неизбежно присутствует т. н. разностная частота, значение которой менее исходных и может быть сколь угодно низким. Это явление, известное в технике как «биение частот», графически поясняет рис. 12.2, иллюстрирующий появление частоты f/6 в спектре сигнала, получаемого в результате сложения гармонических колебаний с частотами f/2 и f/3.

Рис. 12.1 В разных фазах наложения колебания одинаковой частоты ослабляются (а) или усиливаются (б)

Рис. 12.2 В результате сложения колебаний f/2 и f/3 образуется разностная частота f/6

Пространственный спектр симметричной ортогональной растровой решетки наряду с частотой, равной ее линиатуре, характеризуется также и множеством других гармонических составляющих. Так, если в ортогональных направлениях узлы решетки повторяются с шагом линиатуры равным 1/L, то под углами 45° и arctg 1/2 (см.рис. 12.3) ряды узлов решетки чередуются чаще, т. е. соответственно с меньшими периодами соответственно и 1/(Ö5 × L) и 1/(Ö2 × L). Однако число узлов или растровых точек в этих рядах обратно значениям частот последних и соответственно меньшими оказываются мощности гармоник, представляющих данные частоты в спектре решетки. Эти многочисленные частоты взаимодействуют с частотами других решеток, налагаемых на данную с произвольной ориентацией и пространственной фазой, порождая дополнительные периодические процессы различной мощности и периодичности.

Рис. 12.3 Частота чередования рядов, образуемых узлами решетки, и число узлов в рядах различны для разных направлений

Аналитическое описание результата произвольного наложения точечных растровых структур для случая наиболее распространенной четырехкрасочной печати представляет собою довольно трудоемкую задачу из области спектрального анализа многомерных сообщений [5.7,12.1]. Она несколько упрощается исключением из рассмотрения растра желтой краски как имеющего относительно низкое поглощение и поэтому вносящего незначительный вклад в мощность паразитных гармоник. Результаты подобного анализа применительно к трехкрасочному наложению более контрастных голубой, пурпурной и черной красок приведены в Л. 12.2, где сформулировано условие отсутствия наиболее заметных низких частот в картине муара. Оно определяется такими комбинациями линиатур и углов совмещения трех решеток, которым в частотной области соответствует векторная диаграмма, представляющая собою замкнутый равносторонний треугольник. Последнее подтверждается широко применяемым на практике разнесением равнолиниатурных растров этих красок на одинаковый и равный 30° угол друг от друга. Величина разрыва в треугольнике векторов служит для оценки низкочастотного муара, возникающего,например, в результате угловой неприводки бумажного листа.
Ограничимся ниже лишь качественным рассмотрением процесса муаро-образования.
Связь периода муара со взаимной ориентацией решеток легко установить, вращая друг относительно друга две сложенные вместе растровые фотоформы и рассматривая их на просвет. Для двух линейных растров монотонные изменения периода муара и его картина повторяются через 180°, а для точечных ортогональных и гексагональных соответственно через 90° и 60°. Механизм образования порождающих муар периодических сгустков и разряжений печатных элементов при попарном совмещении линейных и ортогональных решеток одинаковой линиатуры под некоторым малым углом поясняет рис. 12.4, а характер изменения периода муара в связи с углом совмещения иллюстрируют графики на рис. 12.5 применительно к растровым структурам различной геометрии.

Рис. 12.4 Образование периодических сгустков и разряжений печатных элементов при попарном наложении линейных (а) и точечных (б) решеток под некоторым малым углом

При совпадении решеток (угол 0° и углы кратные периодам графиков рис. 12.5) период муара, стремясь к бесконечности, превосходит физические размеры иллюстрации. Даже при незначительном отклонении от этих углов на ней помещается лишь одно разряжение или сгусток печатных элементов. В первом случае растровые точки двух изображений располагаются рядом, образуя наибольшую запечатанную площадь, и перекрываются во втором, освобождая от краски наибольшую пробельную площадь. Однако незначительная, в половину шага линиатуры, нестабильность приводки печатного листа ведет к резкому изменению характера автотипного синтеза (пространственное смешение или наложение красочных слоев) по всему изображению и отклонениямобщего цвета и тона в тираже - цветовому дисбалансу.

Рис. 12.5 Зависимость периода муара от угла совмещения двух линейных (а), точечных ортогональных (б) и точечных гексагональных (в) растров

При совмещении под углами порядка 5-10° муар образуют крупные контрастные сгустки и разряжения растровых точек, располагающиеся в узлах новой относительно грубой решетки, имеющей ту же геометрию, что и исходные. Применительно к наиболее употребимому симметричному ортогональному растру такой особенно заметный паразитный рисунок в отечественной литературе иногда называют квадратным муаром [12.3, 12.4].
По мере дальнейшего увеличения угла размеры сгустков и разряжений уменьшаются, а их частота растет. Некоторым критическим углам попарного совмещения растровых решеток равным 90°, 45° и 30° (экстремумы графиков на рис. 12.5) соответствуют конечные, минимальные значения периода муара и его предельно высокая частота. Печатные элементы разных красок образуют специфические мало различимые фигуры. Это - розеточный муар.
Характер муара зависит также и от значений линиатур совмещаемых изображений. Так, например, растровые решетки с линиатурами 50 и 70 лин/см, совмещаемые без разворота друг относительно друга, дают приблизительно ту же частоту паразитного рисунка, которая имеет место при взаимном наложении двух растров линиатуры 50 лин/см под углом 45°.