Страница 8 из 14
12.2 Контраст муара
Контраст муара определяется тоном или относительной площадью печатных элементов совмещаемых участков цветоделенных изображений. Убедиться в этом можно, совместив на просмотровом устройстве под углом 5-10° пэру растровых диапозитивов непрерывной или ступенчатой тоновой шкалы. Контраст пятен муара монотонно ослабевает от участков средних тонов к теням и светам. Преобладающим фактором здесь является соотношение относительных площадей подложки, запечатываемых в сгустках и разряжениях растро-выхточек. Поэтому для приближенной оценки связи контраста муара стоном изображения целесообразны следующие допущения, вполне согласующиеся с общим принципом автотипного синтеза полутонов:
- оптическая плотность оттиска определяется лишь относительной за печатанной площадью и не становится большей в результате перекрытия двух или более красочных слоев;
- спектральные и оптические свойства слоев совмещаемых красок идентичны.
Эти допущения предполагают различие сгустков и разряжений точек муарового рисунка лишь по их светлоте, но не цветности и упрощают имитационное моделирование муара наложением одноцветных растровых полей. В случае двойного наложения максимальный контраст имеет место, когда каждое изображение представлено шахматным полем растровых точек, т. е. относительной площадью 50%. Это же значение в данном случае имеет и минимальная суммарная запечатываемая площадь Smin там, где печатные элементы и пробелы двух изображений совпадают. Коэффициент отражения в картине муара здесь максимален, поскольку в нем преобладает отражение ρб бумаги, а не сплошного красочного слоя ρт:
12.1
Там, где растровые точки одного изображения закрывают пробелы другого, т. е. при максимальной площади запечатки Smax, равной, с учетом сделанных выше допущений, в этом и последующих примерах 100%, коэффициент отражения минимален и определяется отражением сплошного красочного слоя. Поэтому контраст муара
12.2
где К - общий контраст печатного процесса, оцениваемый соотношением отражений незапечатанной бумаги ρб бумаги и красочного слоя ρт. Поскольку в рассматриваемом примере двойного наложения Smin = 0,5, то
12.3
Очевидно, что с учетом тех же допущений любые другие отличные от 50% значения площадей точек двух совмещаемых изображений дадут муар меньшего контраста. Для тройного наложения в рассматриваемом отношении наиболее критично равенство площадей точек каждого из изображений 33,3%. На светлом пятне муаровой картины запечатываемая площадь Smin = 0,33 и Км = К - 0,33(K - 1) = 0,66 К, а следовательно наиболее муарогенны полутона со значениями относительной площади точек 30~35%. Для четырех красок аналогичное рассуждение указывает на еще большее, порядка 0,75К, значение контраста и максимальную муарогенность полей с одинаковой и равной 25% площадью точек. Эти приближенные общие заключения о связи контраста муара с тоном совмещаемых растровых полей, приведенные в еще в Л. 2.2, вполне подтверждаются результатами более позднего теоретического анализа [12.5]. С учетом роли черной краски в многокрасочной печати можно допустить, что исключение из процесса одной из цветных красок при больших объемах УЦК несколько снижает муарогенность. При синтезе цвета типа бинарный+черный наибольшего контраста следует ожидать на полях, получаемых совмещением полей с 33% содержанием голубой, пурпурной и черной красок. Аналогичные в процентном отношении комбинации с участием желтой краски дают менее заметный муар в силу ее большей светлоты. Это же обстоятельство, как будет показано ниже, эффективно используется в выборе ориентации растра для желтой краски в наиболее распространенных способах коррекции муара. Выходя за рамки принятых выше допущений, можно обсуждать также контраст, обусловленный различиями цвета в сгустках и разряжениях печатных элементов муаровой картины. Если в первом случае в образовании результирующего цвета преобладает субтрактивное, то во втором пространственное их смешение, что дает, как указывалось в разделе 8, не одинаковые результаты, которые тем более разнятся , чем больше захват краски отличается от 100%. По сути используемого подхода методы коррекции муара делятся на три группы:
- совмещение растровых решеток цветоделенных изображений;
- поворот растровых решеток относительно друг друга;
- нерегулярное размещение печатных и пробельных элементов.
В первых двух из них воздействуют на частоту муара, стремясь получить ее предельно низкой или, наоборот, насколько это возможно высокой. Последний же вариант исключает саму периодичность растровой решетки как потенциального источника муара.
12.3 Печать с совмещением растровых решеток
В данном способе пространственную частоту муара стремятся сделать настолько низкой, чтобы в ее периоде, превышающем размеры самой иллюстрации, не успевали повториться сгустки или разряжения растровых точек. Этого добиваются путем особо точной приводки бумажного листа в т. н. печати «точка в точку». Как видно из рис. 12.4, такая приводка должна удовлетворять условию
12.4
из которого следует, что при длине иллюстрации l = 20 см и линиатуре L = 50 лин/см перекос не должен превышать 20 угловых минут. Соблюдать такое требование в тиражной печати достаточно сложно. Поэтому на практике так иногда печатали лишь цветные плакаты с особо низкой линиатурой (8 - 12 лин/см) по методу, известному как гигантография [12.6]. Преимуществом снижения линиатуры является расширение эффективного интервала плотностей ΔDэфф вплоть до равного интервалу печатного процесса ΔDотт (см. рис. 2.5). Если при этом печатные элементы одних цветных красок располагаются в пробелах других, по возможности исключая их взаимное наложение, то обеспечивается наибольший для данной системы бумага-краска цветовой охват. Помимо высокой точности угловой приводки необходимо еще и тщательное параллельное совмещение печатного листа с формой. Параллельный сдвиг двух решеток цветоделенных изображений на половину шага растра ведет к цветовому дисбалансу, который в этом случае будет наибольшим при относительной площади точек, например 50%. На одном из оттисков результирующий цвет образуется лишь наложением красочных слоев печатных элементов, а на другом исключительно пространственным смешением световых потоков от элементов, расположенных изолированно друг от друга (см. рис. 8.4). Отклонения оттисков в тираже по светлоте и цветности могут быть весьма существенными, особенно при печати «по сырому», в силу различия в крас-ковосприятии (см. выражение 8.6). Например, для сочетания голубой и пурпурной красок оно достигает соответственно 20 и 38 единиц цветового различия ΔЕ [8.7]. Печать «точка в точку» нашла в последние годы практическое применение в тех системах цифровой печати и цветопробы, где все краски наносятся на подложку в едином краскопрогоне. Структуры цветоделенных изображений жестко привязаны друг к другу, например, в некоторых сгруйно-капель-ных системах с компактным расположением четырех красочных аппаратов водной печатной секции. Отклонения в угловой или параллельной приводке ведут лишь к смещению всей иллюстрации на оттиске, а муар и нестабильность тона и цвета исключаются. Отметим в заключение, что по своим частотно-контрастным характеристикам печать с одинаковой ориентацией и геометрией растровых решеток уступает способам, в которых каждый из растров имеет свой наклон. Благодаря разной ориентации решеток заключительная пространственная дискретизация, обусловленная растрированием, осуществляется для каждого из цветоделенных изображений по своему закону. Если же растры не развернуты друг относительно друга, то, например, при неблагоприятной фазе, иллюстрируемой рис. 5.5 (в, г), штрихи оригинала одинаково не воспроизводятся по всем четырем краскам. Однако, если растры других цветоделений имеют отличную ориентацию, то очевидно, что глубина модуляции размеров их точек этими штрихами будет отличной от нуля. Поэтому рассуждения о преимуществах рассмотренного выше способа в отношении качества иллюстраций [12.7] представляются достаточно спорными. Более высокая точность приводки, обязательная для печати «точка в точку», благоприятно сказывается на качестве воспроизведения рисунка оригинала и во всех других случаях, т. е. безотносительно характеристик используемогорастрового процесса.
|