• Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта

Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок

 

Модели критериев эффективности

В зависимости от вида решаемой задачи, цели функционирования объекта оптимизации и других факторов могут применяться различные «критерии эффективности» – функции цели, связывающие параметры объекта, целенаправленно варьируемые для достижения оптимума (так называемые «контролируемые» параметры), с показателями предпочтительности и позволяющие выбрать объективно лучший вариант. В параграфе 2.1 рассмотрены локальные, глобальные согласованные критерии эффективности и зависимости для их определения.

Напомним, что в качестве глобального критерия, рассчитываемого по всему объекту верхнего иерархического уровня сложной технической системы – судну в целом, может быть использована норма прибыли – выраженное в процентах отношение прибыли от эксплуатации судна за год к первоначальной стоимости судна: П/K.100%.

При обосновании решений, не оказывающих сильного влияния на первоначальную стоимость, в качестве глобального критерия эффек­тивности можно применять абсолютное значение прибыли П. При обосновании решений, не приводящих к изменению грузоподъемности, а следовательно, и дохода от эксплуатации судна, возможно применение в качестве глобального критерия приведенных затрат или их относительной формы – удельных приведенных затрат, отнесенных к годовому объему транспортной работы судна.

Модели расчета критериев эффективности оформлены в виде «расчет­ных вариантов» – программных комплексов, реализующих определенный, законченный алгоритм экономического анализа, построенный на использовании базовых модулей в качестве подпрограмм. Ниже рассмотрен расчетный вариант KRITGL, обеспечивающий определение глобальных критериев эффективности во всех упомянутых выше формах. Рассчитываются удельные приведенные затраты, их абсолютное значение, прибыль и норма прибыли. Использование же той или иной формы критерия для выбора техни­ческих решений определяется выполнением условий применимости соответст­вующих форм.

Программный комплекс KRITGL включает в себя одноименную подпрограмму, взаимодействующую с базовыми модулями, пользовательскими моделями и системой файлов. Основная подпрограмма выполнена в виде SUBROUTINE с формальными параметрами. Последние используются для связи с программами пользователей. Основной массив входных и выходных данных передается в программу KRITGL через COMMON-блок – общую область для всех моделей экономического анализа, рассмотрен­ную в параграфе 2.2. В общей области размещена входная и выходная информация базовых модулей WERT, LOHN и DOXOD, а также значения индексов расходов по отдельным статьям (см. табл.1.1).

Кроме этого информация модулю передается через файл. Этот вид передачи информации используется для ввода констант – величин, не сильно влияющих на результат или не часто изменяющихся при проектиро­вании. Список констант приведен в табл.2.3 и хранится в файле CONSTANT.DAT, где может быть при необходимости откорректирован.

Разделение входной информации на вводимую из программы и из файла констант обеспечивает уменьшение объемов информации, пересылаемой из программ Поль­зователей. Очевидны более частое применение СЭУ с малооборотными ДВС (CEY = 1) и возможность помещения этой переменной в файл констант аналогично с другими переменными этого файла. Подчеркнем возможность изменения величин в файле кон­стант, так что их отнесение к константам достаточно условно.

Таблица 2.3 Файл CONSTANT.DAT, включающий не часто изменяемые величин

№ п/п Наименование переменной Обозначение Размерность Значение
1 Код типа СЭУ CEY - 1
2 Код степени автоматизации AWT - 2
3 Число валопроводов на судне WAL - 1
4 Код района расположения МКО RAS - 1
5 Код доли стали повышенной прочности в составе корпуса судна ST - 0
6 Число судов в составе серии NC - 1
7 Код бассейна эксплуатации судна BASS 3
8 Количество членов экипажа ZE - 0
9 Код марки топлива, используемого на длительном ходовом режиме TOP - 2
10 Класс перевозимого груза KLASS - 7
11 Код наличия утилизации теплоты REG - 1
12 Дисковое отношение винта TET - 0.75
13 Годовой период эксплуатации судна TGOD cут/год 340
14 Ставка за пользование капиталом EN 1/год 0,15
15 Коэффициент использования свободного тоннажа KGR - 1
16 Коэффициент использования грузоподъемности AGR - 0,95
17 Коэффициент пересчета руб./долл в 1983 г. INDD руб/долл 0,62
18 Длительность стоянки без грузовых операций для танкера TST cут/рейс 4
19 Длительность стоянки с грузовыми операциями для танкера TSTG cут/рейс 0,75
20 Длительность стоянки с мойкой для танкера TSTM cут/рейс 2
21 Доля стоянки без грузовых операций для сухогруза AST - 1
22 Доля стоянки с грузовыми операциями для сухогруза ASTG - 0,5

В дополнительном пояснении нуждаются величины в поз. 8, 11, 14, 17 – 22 табл.2.3. Количество членов экипажа может быть задано прямо в табл.2.3. Если оно неизвестно пользователю, то следует задать в поз.8 ZE = 0. Это является признаком необходимости применения формул, аппроксимирующих табличные данные из [27] в функции типа судна и его дедвейта DW. Эти зависимости приведены в табл.2.4. Принимается число членов экипажа, ближайшее большее целое от значения в соответствии с этими зависи­мостями

Значения переменных табл.2.3, дублирующих переменные из COMMON-блока, превалируют над ними. Это значит, что пользователь при необходимости передать значения этих переменных в модель должен изменить их в файле CONSTANT.DAT, а не пытаться передавать их через общую область.

Таблица 2.4 Зависимости для определения числа членов экипажа

Тип судна Аппроксимирующая зависимость
Танкеры 299,67 + 330,26ln(DW/1000)
Балкеры 696,22 + 229,9ln(DW/1000)
Нефтерудовозы 1/(0,029161 – 0,0012211ln(DW/1000))
Универсальные сухогрузы 604660/DW + 517,45ln(DW/1000)
Ролкеры 606,33ln(DW/1000) – 02900/DW – 0,013748.DW
Газовозы 619,4ln(DW/1000) + 1296300/DW – 0,00849.DW
Химовозы 610,07 + 0,078781DW – 1,8057(DW/1000)2

Значения длительностей режимов в поз.18–20 табл.2.3 соответствуют схеме эксплуатации танкера для перевозки сырой нефти. В случае анализа танкера-раздатчика (продуктовоза) численные значения констант следует изменить.

При анализе сухогрузных судов значения переменных в поз.18–20 табл.2.3 во внимание не принимаются. Для сухогрузов характерны – один ходовой режим и два стояночных (с грузовыми операциями и без них). В поз.21 и 22 таблицы констант приведены значения, характер­ные для универсальных сухогрузов. Для специализированных сухогрузов типа контейнеровозов и ролкеров схема эксплуатации отличается. При анализе этих судов в поз.21 и 22 табл.2.3 следует подставить численные значения длительности стояночных режимов, отнесенные к длительности ходового режима.

Структура алгоритма модели KRITGL – линейная. Вначале из файла происходит загрузка констант. Далее значения переменных из массива констант присваиваются простым переменным. После этого начинается пересылка формальных параметров в общую область. Уточняются число членов экипажа, расходы тепла и электроэнергии на общесудовые нужды, и происходит обращение к модулю WERT.