Страница 14 из 32
Организация взаимодействия проблемных программ САПР СЭУ моделями экономического анализа
Базовые модули и расчетные варианты экономического анализа взаимодействуют между собой и с проблемными программами в процессе решения задач проектирования СЭУ по передаче управления и информации. Обе эти проблемы решены традиционным образом.
Информация передается тремя из четырех основных способов:
- через списки формальных и фактических параметров подпрограмм;
- через общие области – COMMON-блоки;
- через информационные файлы.
Передача данных в диалоге с пользователем не применяется ввиду недостаточного быстродействия этого способа. При описании базовых модулей и расчетных вариантов экономического анализа (параграф 2.2) были описаны способы передачи информации.
Взаимодействие проблемных программ с моделями экономического анализа по передаче управления осуществляется одним из двух основных способов:
1) автоматически в процессе отработки расчетных вариантов проектирования СЭУ. При получении управления расчетный вариант работает до конца. Управление автоматически передается от модуля к модулю в пределах варианта. Для организации взаимодействия по этой схеме необходимо:
- включить в проблемные программы COMMON-блок, полностью идентичный рассмотренному в параграфе 2.2;
- определить численные значения и тип переменных, входящих в состав COMMON-блока и списка параметров, если он имеется;
- включить в алгоритм обращение к модулю (CALL <имя подпрограммы>);
- далее обычные действия по трансляции, линкированию и выполнению проблемной программы;
2) в диалоговом режиме при помощи USER MENU. Пользователь сам выбирает нужный ему модуль и последовательность их выполнения и сам отвечает за наличие требуемых исходных данных в соответствующем информационном файле. Распечатка USER MENU для диалогового взаимодействия с пакетом прикладных программ «Эффективность» приведена в табл.2.6.
При обращении к данному файлу при помощи директивы F2 на экран монитора выводится список директив, описывающих возможности пакета «Эффективность». Активизируя одну из директив USER MENU, пользователь обеспечивает выполнение соответствующих EXE-файлов или вызов редактора.
Директивы USER MENU могут быть разделены на шесть групп. Каждая из этих групп обеспечивает выполнение полного цикла работы с определенным программным комплексом. Работа начинается с подготовки файла исходных данных. Далее происходит обращение к EXE-файлу для выполнения расчетов. Последняя директива каждой груп- пы – просмотр результатов.
Следующие группы директив относятся к работе со следующими моделями:
- 0–2 – расчет стоимости судна, СЭУ и главного двигателя с помощью модели WERT;
- 3–5 – расчет себестоимости эксплуатации с применением модели LOHN;
- 6–8 – расчет дохода от эксплуатации судна с помощью модели DOXOD;
- 9–B – расчет стоимости оборудования СЭУ с помощью модели SOSTAW;
- C–E – расчет согласованной эффективности оборудования СЭУ с помощью модели SOGLKRIT.
Таблица 2.6 Директивы USER MENU пакета прикладных программ «Эффективность»
J |
Содержание директивы |
0 |
Отредактировать файл исходных данных для расчета стоимости судна, СЭУ и главного двигателя |
1 |
Определить стоимость судна, СЭУ и главного двигателя |
2 |
Просмотреть результаты расчета стоимости судна, СЭУ и главного двигателя |
3 |
Отредактировать файл исходных данных для расчета стоимости эксплуатации |
4 |
Рассчитать себестоимость рейса и годовые приведенные затраты |
5 |
Просмотреть результаты расчета себестоимости рейса |
6 |
Отредактировать файл исходных данных для расчета дохода |
7 |
Рассчитать годовой доход от эксплуатации судна при TRGD = J |
8 |
Просмотреть расчет годового дохода судна с двигателем TRGD = J |
9 |
Отредактировать файл исходных данных для стоимости оборудования |
A |
Определить стоимость комплектующего оборудования СЭУ с ДВС |
B |
Просмотреть результаты расчета стоимости оборудования СЭУ с ДВС |
C |
Отредактировать файл данных для расчета согласованного критерия |
D |
Определить согласованный критерий эффективности оборудования |
E |
Просмотреть результаты расчета согласованной эффективности |
F |
Завершить работу с моделями экономического анализа |
Работа с пакетом может быть завершена путем удаления файлов результатов, накопленных за сеанс, с помощью директивы F.
Работа пакета возможна при размещении выполняемых файлов и файлов исходных данных в текущем директории. Для автономного прогона моделей WERT и LOHN в данном директории должны быть помещены файлы WERT-ISX.DAT и LOHN-ISX.DAT, приведенные в качестве примера в табл.2.7 и 2.8.
Таблица 2.7 Файл WERT-ISX.DAT – исходные данные для автономного прогона модуля WERT
№ п/п |
Наименование переменной |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
1 |
Код типа судна |
CY |
- |
4 |
2 |
Код типа СЭУ |
CEY |
- |
2 |
3 |
Код ледового класса судна |
LED |
- |
1 |
4 |
Код степени автоматизации |
AWT |
- |
2 |
5 |
Код района расположения |
RAS |
- |
3 |
6 |
Число валопроводов на судне |
WAL |
- |
2 |
7 |
Код типа движителя |
WINT |
- |
1 |
8 |
Код доли стали повышенной прочности |
ST |
- |
0 |
9 |
Код наличия регенерации теплоты |
REG |
- |
0 |
10 |
Число судов в составе серии |
NC |
- |
10 |
11 |
Полное водоизмещение судна |
D |
т |
28700 |
12 |
Водоизмещение судна порожнем |
DP |
т |
6800 |
13 |
Номинальная мощность двигателя |
NEL1 |
кВт |
6000 |
14 |
Частота на режиме НМДМ |
NL1 |
об/мин |
130 |
15 |
Масса двигателя |
GD |
т |
67 |
Таблица 2.8 Файл LOHN-ISX.DAT – исходные данные для автономного применения модуля LOHN
№ п/п |
Наименование переменной |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
1 |
Код типа судна |
CY |
- |
4 |
2 |
Код типа СЭУ |
CEY |
- |
2 |
3 |
Код бассейна эксплуатации судна |
BASS |
- |
4 |
4 |
Код марки топлива на ходовом режиме |
KT(1) |
- |
1 |
5 |
Число членов экипажа (0 – аппроксимация) |
ZE |
- |
44 |
6 |
Код наличия регенерации теплоты |
REG |
- |
1 |
7 |
Класс перевозимого груза |
KLASS |
- |
7 |
8 |
Стоимость постройки судна |
KC |
тыс. долл |
40050 |
9 |
Дедвейт судна |
DW |
т |
20000 |
10 |
Мощность главного двигателя на режиме длительной эксплуатации |
NERR |
кВт |
6000 |
11 |
Удельный расход топлива главного двигателя |
BEGD |
кг/кВт.ч |
0,167 |
12 |
Мощность электрогенератора на ходу |
NWD1 |
кВт |
500 |
13 |
Мощность электрогенератора на режиме без грузовых операций |
NWD2 |
кВт |
200 |
14 |
Мощность электрогенератора на режиме грузовых операций |
NWD3 |
кВт |
500 |
15 |
Удельный расход топлива на привод генератора |
BEWD |
кг/кВт.ч |
195 |
16 |
Расход топлива вспомогательного парогенератора на ходу |
BK1 |
кг/ч |
0 |
17 |
Расход топлива ВПГ на режиме без грузовых операций |
BK2 |
кг/ч |
50 |
18 |
Расход топлива ВПГ на режиме грузовых операций |
BK3 |
кг/ч |
100 |
19 |
Годовой период эксплуатации судна |
TGOD |
сут/год |
340 |
20 |
Дальность плавания судна |
LPL |
мили |
8000 |
21 |
Эксплуатационная скорость судна |
VSR |
уз |
15,7 |
22 |
Ставка за пользование капиталом |
EN |
1/год |
0,15 |
23 |
Длительность стоянки без операций для танкера |
TST |
сут/рейс |
4 |
24 |
Длительность стоянки с грузовыми операциями для танкера |
TSTG |
сут/рейс |
0,75 |
25 |
Длительность стоянки с мойкой танков |
TSTM |
сут/рейс |
2 |
26 |
Доля стоянки сухогруза без грузовых операций |
AST |
- |
1 |
27 |
Доля стоянки сухогруза с грузовыми операциями |
ASTG |
- |
0,4 |
Как видно из табл.2.7 и 2.8, здесь размещены переменные, влияющие на первоначальную стоимость и текущие расходы. Они рассмотрены в параграфе 2.2 при анализе переменных базовых модулей WERT и LOHN. Результаты работы указанных моделей выводятся в файлы результатов WERT_REZ и LOHN_REZ и одновременно отображаются на экране дисплея.
|