Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2 |
Страница 12 из 41
Комплексное проектирование валопровода, расположение главного двигателя и определение размеров МКО Проектирование валопровода осуществляется в такой последовательности:
Проектирование валопроводов в САПР эскизного проектирования СЭУ преследует такие цели: снижение затрат ручного труда при проведении вариантных проработок (только в процессе выбора типоразмеров главных двигателей производится многократное проектирование валопроводов для разных типоразмеров двигателей с разными мощностями и частотами). При этом неоднократно решаются системы линейных уравнений статической прочности. Алгоритмы анализа колебаний и оптимизации нагрузок на опоры также предполагают решение систем уравнений и проведение итерационных процессов. Комплекс (пакет) программ WALOPROWOD включает три базовых модуля: WAL_RAZM, WALOPR, KOEFF. Определение прочных размеров валопровода по формулам Регистра, конструирование валопровода и проработка расположения конкретного двигателя в МКО производятся с помощью базового модуля WAL_RAZM. Этот модуль может работать автономно или в сочетании с рассмотренными ранее модулями выбора двигателя. В последнем случае исходные данные в модуль WAL_RAZM передаются автоматически. Для автономного применения модуля WAL_RAZM следует подготовить данные в соответствии с табл.4.10. Таблица 4.10 Исходные данные для программного модуля WAL_ RAZM
В табл.4.10 заданы следующие переменные, оказывающие влияние на характеристики валопровода:
SXW – код схемы валопровода, численно равный числу опор в дейдвудной трубе. Если это число неизвестно проектировщику, то следует задать SXW = 0, в этом случае будет проанализирована возможность размещения в дейдвудной трубе одной или двух опор и решение будет принято программой. Кстати, этот анализ распространяется и на задание проектировщика (1 или 2). Если последнее ошибочно, то оно корректируется. В табл.4.11 приведены результаты работы модуля WAL_RAZM с числами из табл.4.10. Таблица 4.11 Результаты работы модуля WAL_RAZM
Результаты, приведенные в табл.4.11, позволяют разработать эскиз размещения валопровода и двигателя в МКО (см. рис.4.1), что в первом приближении дает возможность оценить длину МКО, приведенную в п.27 табл.4.11. Ориентировочность этого варианта расположения состоит в том, что принята схема демонтажа валопровода внутрь корпуса судна и МКО расположено в корме. Кроме этого не учтено влияние на длину МКО расположения прочих элементов СЭУ. В случае расположения МКО не в корме, а также при выемке валопровода наружу размеры МКО и длины валов, приведенные в табл.4.11, нужно уточнить в результате проработки расположения двигателя в конкретных условиях и с учетом обводов корпуса в кормовой оконечности. Этот вопрос рассмотрен в гл.5 при анализе расположения оборудования СЭУ в МКО. При изменении размеров МКО и расположения в нем главного двигателя расчет валопровода также должен быть уточнен. Модуль WAL_RAZM передает результаты в файл WALOPR.DAT, подготавливая работу модуля WALOPR, предназначенного для расчета реакций опор валопровода, сложного напряженного состояния в расчетном сечении на кормовой опоре и низших гармоник собственных частот колебаний консоли гребного вала и пролета наибольшей длины. Модуль WALOPR может работать автономно, для этого следует подготовить данные в форме табл.4.12. Таблица 4.12 Исходные данные для расчета прочности валопровода
Содержание табл.4.12 описано в пособии [15]. В первой строке приведены численные значения: массы гребного винта, кг; длины консоли гребного вала, м; плотности материала валов, кг/м3; числа опор валопровода (целочисленная переменная); частоты вращения валопровода на расчетном режиме, об/мин. Следующие четыре строки (число пролетов на единицу меньше числа опор, которых здесь пять) содержат параметры пролетов валопровода, в том числе: 1-й столбец – наружные диаметры валов в пределах пролета, м; 2-й столбец – диаметры расточки валов, м; 3-й столбец – длины пролетов – расстояния между серединами опор пролета, м; 4-й – расстояние от левой опоры пролета до точки приложения сосредоточенной силы, м. Во избежание зависания алгоритма эта величина должна иметь положительное значение, не превосходящее длины пролета; 5-й столбец – величина сосредоточенной силы на пролете, кг. Сосредоточенная сила – это механизм изменения шага ВРШ или соединительная муфта. Сосредоточенная сила может отсутствовать, так как простое фланцевое соединение валов оказывает на прочность валопровода пренебрежимо малое влияние от своего незначительного веса. Шестая строка содержит: упор винта, кН; эффективную мощность двигателя на режиме МДМ, кВт, и число лопастей винта (целочисленная переменная). Последняя строка содержит модуль упругости, МПа; диаметр гребного винта, м; дисковое отношение винта и коэффициент податливости кормовой опоры гребного вала. После просмотра и корректировки файла WALOPR.DAT (см. табл.4.12) возможно обращение к модели WALOPR.EXE для расчета прочности валопровода. Результаты работы этой модели с данными из табл.4.12 приведены в табл.4.13. Таблица 4.13 Результаты работы модели WALOPR
Сначала выводятся опорные моменты M и реакции R валопровода. Далее приводится проверка точности расчета реакций путем сравнения их суммы с весом валопровода и винта. В принципе эти величины должны совпадать. Напряжения БЭ определены в расчетном сечении на кормовой опоре по энергетической теории прочности. В заключение выводятся данные о низших гармониках собственных частот консольного участка и пролета наибольшей длины и частоты возмущающих сил – произведение числа лопастей винта на номинальную рабочую частоту. При приближении возмущающих частот к собственным или при их превышении система автоматизированного проектирования предупреждает о возможности резонанса гребного вала и здесь же сообщается причина возможного резонанса – лопастная частота винта. Это только предположение о возможности резонанса, так как использована упрощенная методика расчета – без учета жесткости соседних пролетов. Однако это неблагоприятный симптом и проблему так или иначе нужно решать. Наиболее последовательный метод решения – уточненный расчет колебаний [45], однако в данном частном случае возможно более простое решение – уменьшить число лопастей винта до четырех, что благоприятно, так как позволяет избежать совпадения числа лопастей винта и числа цилиндров двигателя, опасного по резонансу. В этом случае лопастная частота снизится до NL = 592 об/мин и резонанса не будет, так как NL < NSG с учетом требуемого 20% запаса. Однако резонанс по числу цилиндров двигателя останется: NGD = 740. Требуется уточнение собственных частот колебаний с использованием более достоверных моделей.
|