Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2 |
Страница 20 из 41
Номинальное количество теплоты, отводимой от двигателя с продувочным воздухом, пресной водой (охлаждающей рубашки и крышки цилиндров) и с маслом, может быть определено по табл.4.14, где они обозначены Qво, Qпр, Qмо и заданы в киловаттах на каждый цилиндр данного типоразмера. Изменение этих величин при отклонении режима от номинального (L1, НМДМ) представлено на рис.4.14. Эти графики могут быть аппроксимированы следующими зависимостями в соответствии с рекомендациями фирмы:
Рассмотренная методика реализована в виде программного комплекса RESURSY. В табл.4.25 приведен пример исходных данных для расчета количества вторичных энергоресурсов малооборотной дизельной установки c двигателем типа МС. Рис.4.14. Количество теплоты, отводимое от МОД типа МС на режиме 0 и М (в процентах) от количества теплоты НМДМ рабочими телами: а – продувочным воздухом; б – пресной водой; в – циркуляционным маслом Таблица 4.25 Исходные данные для расчета ресурсов утилизации
Обозначения переменных приведены во втором столбце таблицы. В пояснениях нуждаются только некоторые из них. NО и n – параметры режима оптимизации заданы в процентах от аналогичных величин на режиме НМДМ. В нашем случае в качестве режима оптимизации выбран режиме МДМ. Здесь двигатель, топливная аппаратура и ГТН согласованы для работы на этом режиме. Параметры длительного эксплуатационного режима – NR и OBR отнесены к соответствующим параметрам на режиме оптимизации и также представлены в процентах. Этот режим приблизительно соответствует наиболее экономичному режиму по удельному расходу топлива. Температуры рабочих тел заданы на выходе из двигателя при поступлении в возможную систему утилизации. Среди целочисленных переменных заданы только величины оказывающие влияние на величины тепловых потоков на переменных режимах. В табл.4.26 представлены результаты работы модели RESURSY. Таблица 4.26 Выходной файл модели RESURSY
Исходные данные соответствуют табл.4.25. Расход, температура газа и тепловые потоки в системах на рабочем режиме отличаются от номинальных характеристик в связи с эксплуатацией на винтовой линии, проходящей через НМДМ, при мощности на 12,5% меньшей, чем НМДМ. Таблицы характеристик среднеоборотных дизельных установок вполне аналогичны представленным в табл.4.14 характеристикам установок с малооборотными двигателями. Это позволяет применить для СОД подобную же методику анализа количества вторичных энергоресурсов на длительном эксплуатационном режиме: номинальные Gгаз и Tгаз, а также теплоотвод с отдельными теплоносителями можно принять по данным таблицы, аналогичной табл.4.14. С помощью модели RESURSY находим их значения на длительном эксплуатационном режиме. При наличии более достоверных данных целесообразно использовать их. В частности, для типоразмерных рядов СОД 40/54, 48/60 и 58/64 в проспектах фирмы MAN B&W приведены изменения параметров на переменных режимах. Пример данных из расчета на один цилиндр для двигателя L40/54, работающего по винтовой линии с ВФШ, приведен в табл.4.27. Таблица 4.27 Расход и температура выхлопных газов СОД на переменных режимах
Данные таблицы могут быть аппроксимированы следующими зависимостями: Gгаз = (1759,2 / Np + 0,31518Np)1/2 ; Tгаз = (3096,31000/Np + 98206)1/2.
|