Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2 |
Страница 17 из 41
Включение различных вариантов подогрева питательной воды за счет пресной воды, продувочного воздуха и масла не влияет на мощность утилизационного турбогенератора. На рис.4.10 представлена диаграмма температурных напоров в системе утилизации теплоты выхлопных газов среднеоборотных двигателей, рассматриваемых в качестве альтернативного варианта малооборотным двигателям судна с горизонтальной грузообработкой пр.16075. Рис.4.10. Температурные напоры в утилизационном парогенераторе На судне данного проекта были установлены малооборотные дизели. В качестве альтернативных могут быть использованы два среднеоборотных двигателя, работающих каждый на свой движитель, с номинальной мощностью Neн = 5430 кВт, температурой выхлопных газов t1 = 390 оС. На длительном эксплуатационном режиме соответственно 4860 кВт и 365 оС. Система утилизации одноконтурная. Здесь приведены данные по варианту с давлением пара в сепараторе рs = 0,8 МПа, соответствующему максимуму энергии пара УПГ и наибольшей мощности утилизационного турбогенератора. Этому давлению соответствует температура насыщения ts = 170,4 оС. Температура перегретого пара tпп = Минимальный температурный напор в испарительной секции также ограничен по той же причине роста поверхности испарения и увеличения стоимости УПГ. По некоторым данным этот напор (t3 – ts) может быть уменьшен до 20 и даже 15 оС. Дискуссия на эту тему беспредметна, поскольку эффективность системы утилизации – объект экономического анализа, а не утверждений и рассуждений. В каждом конкретном случае следует показать, насколько изменится поверхность, увеличится масса и стоимость УПГ и как изменится экономика судна. Мы придерживаемся значений, рекомендованных отечественными источниками, и намереваемся в дальнейшем включить решение этой проблемы в состав учебно-исследовательской САПР СЭУ. Отдельно следует рассмотреть процесс в экономайзере. Питательная вода поступает в УПГ с температурой tпв 120 0С. Теплота, которая требуется для подогрева этой воды до tэк = ts – ?tн, где ?tн – недогрев до состояния насыщения, необходимый для надежной работы питательного клапана, изображена в масштабе отрезком i1 – iпв. На такую же величину уменьшится теплота выхлопных газов, что приведет к снижению температуры газов от t3 = 200 оС до tух 193 оС. Хотелось бы уменьшить эту температуру для увеличения эффективности утилизационного цикла. Однако этого сделать нельзя в связи с выпадением капелек конденсата на поверхностях охлаждения с температурой меньше температуры точки росы. Дополнительно обращаем внимание на то, что точка росы определяется не как средняя температура газов в пучке, а как локальная температура на поверхности теплообмена. Вследствие градиентов температур, необходимых для передачи теплоты в реальном времени, температура на поверхности ниже температуры газов в пристеночном слое. Кроме этого следует учесть переменные режимы работы пропульсивного комплекса. При снижении мощности, отдаваемой на движение, падают и температура, и расход выхлопных газов. Уменьшаются и температуры по тракту УПГ. Таким образом, повышается вероятность возникновения на поверхности экономайзера состояния, близкого к конденсации водяных паров в выхлопных газах, – точки росы.
|