Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2 |
Страница 19 из 41
Параметры вторичных энергоресурсов Характеристики вспомогательного оборудования систем СЭУ, приведенные в табл.4.14, используются при функциональном проектировании систем СЭУ. Среди прочего табл.4.14 содержит также данные о расходе Мн = Gгаз.zцил и температуре Тн = Тгаз выхлопных газов на режиме максимальной длительной мощности. Эти данные могут быть пересчитаны на основной длительный эксплуатационный режим по специальной методике, разработанной исследовательским отделом фирмы MAN B&W [47]. Эта методика рассмотрена ниже. В номинальные параметры выхлопных газов вносятся поправки на соответствующие конкретные условия и конструкцию двигателя с использованием следующих зависимостей: Mотр = Mн Nо/NнMа10-2 (1+dMб/100)(1+dMв/100)Nр/Nо(1+dMг/100); Tотр = Tн + dTа + dTб + dTв + dTг, где Mотр, Тотр, – расход, кг/ч, и температура отработавших газов, оС, Nр – эффективная мощность, кВт, на основном расчетном длительном эксплуатационном режиме; Мн, Tн, Nн – то же на режиме L1 (МДМ); Nо – эффективная мощность на спецификационном режиме настройки агрегата МОД на номинальные характеристики, кВт; Mа – коэффициент влияния на массу газов отклонения спецификационного режима от режима L1 (МДМ), %; dTа – поправка к температуре на отклонения спецификационного режима от режима L1 (МДМ); dMб , dTб – поправки на отклонение начальных параметров от стандарта ИСО; dMв, dTв – поправки на отклонение длительного режима эксплуатации от спецификационного режима; dMг, dTг – поправки на наличие ТКС. Номинальные параметры могут быть определены с помощью табл.3.1 и 4.14. Мощность следует умножить на число цилиндров в составе агрегата: Nн = NцZцил. Поправки на отклонение спецификационного режима от режима номинальной МДМ представлены на рис.4.12. а б Рис.4.12. Изменение количества (а) и температуры (б) выхлопных газов двигателей типа МС при отклонении режима оптимизации (СМДМ) от режима L1 (НМДМ) Графики, приведенные на рис.4.12, могут быть описаны следующими зависимостями, принятыми в соответствии с проспектом фирмы MAN B&W: Mа = 100 – 14,9388( Ln(n) – Ln(Nе)); dTа = 35,5195Ln(n) + 14,9410Ln(Nе) – 232,3792, где n, Nе – частота и мощность на спецификационном режиме, отнесенные к параметрам точки L1 – режима номинальной МДМ, %. Напомним, что увлекаться снижением спецификационного режима по сравнению с режимом МДМ не следует. Хотя проектировщику фирмой предоставлена определенная свобода в выборе режима оптимизации, но масса, габариты и стоимость определяются точкой L1. Использовать же режим номинальной МДМ после оптимизации двигателя на режиме пониженной мощности будет невозможно. Согласно ИСО стандартные параметры окружающей среды составляют: температуры воздуха Tв и забортной воды Tзв – 27 оС, давление воздуха 0,1 МПа, противодавление на выхлопе 0,003 МПа. Поправки к расходу и температуре газов на выходе из газотурбонагнетателя в зависимости от отклонения фактических параметров от их стандартных значений представлены в табл.4.24. Таблица 4.24 Поправки к параметрам выхлопных газов ДВС типа МС
Аппроксимируя данные табл.4.24, можно получить общую зависимость для поправок на отклонение параметров окружающей среды от стандарта ИСО: dMб = –0,41(Tмо – 27) –0,3(Pб – 0,1) + 0,19(Tзв – 27) – 1100(dP – 0,003); dTб = 1,6(Tмо – 27) – 100(Pб – 0,1) + 0,1(Tзв – 27) – 5000(dP – 0,003); где Tмо, Pб, Tзв, dP – фактические значения параметров окружающей среды: температуры в МКО, давления воздуха, температуры забортной воды и противодавления газовыхлопного тракта. Поправки на отклонение длительного режима эксплуатации от спецификационного режима представлены на рис.4.13. Они могут быть описаны следующими зависимостями, приведенными в проспекте фирмы: для винта фиксированного шага:
для винта регулируемого шага:
где Nр – эффективная мощность на основном длительном эксплуатационном режиме в процентах от мощности на режиме оптимизации, %. Наличие ТКС снижает массу газа приблизительно на 8% и увеличивает температуру ориентировочно на 30 оС. а б Рис.4.13. Поправки к массе (а) и температуре (б) выхлопных газов на отклонение эксплуатационного режима от режима оптимизации.
|